1. Стороны имеют право заключить договор, который не предусмотрен актами гражданского законодательства, но отвечает общим основам гражданского законодательства.
2. Стороны имеют право урегулировать в договоре, который предусмотрен актами ци-свободного законодательства, свои отношения, которые не урегулированы этими актами.
3. Стороны в договоре могут отступить от положений актов гражданского законода-тельства и урегулировать свои отношения по собственному усмотрению.
Стороны в договоре не могут отступить от положений актов гражданского законода-тельства, если в этих актах прямо указано об этом, а также в случае, если обязательность для сторон положений актов гражданского законодательства вытекает из их содержания или из сути отношений между сторонами.
4. Положение частей первой, второй и третьей настоящей статьи применяются и к односторонним сделкам.
Комментарий:
1. Статья С ГК среди общих принципов гражданского законодательства признает свободу договора. Но эта свобода не может быть безграничной. Поэтому в ст. 6 ГК решаются основные вопросы соотношения актов гражданского законодательства и договора. Неправильным было бы утверждение о том, что на хозяйственные отношения распространяется действие абзаца первого ч. ст. 6 ГК. Дело в том, что в соответствии с абзацем вторым этой части запрещается отступать от положений актов гражданского законодательства, если обязательность этих положений следует из «их содержания». С Хозяйственного кодекса косвенно следует и методом логического дополнения нормативного текста оказывается правовое предписание, согласно которому отступать от положений настоящего Кодекса в договорах нельзя. Это и есть один из случаев, когда, как это предусмотрено частью третьей ст. 6 ГК, с актом гражданского законодательства следует запрет отступать от положений актов гражданского законодательства.
2. Признается право субъектов заключать договоры, не предусмотренные актами гражданского законодательства, но в любом случае такие договоры в целом и их отдельные условия должны соответствовать общим принципам гражданского законодательства, сформулированным в ст. С ГК.
3. Отношения, не урегулированные актами гражданского законодательства, стороны гражданско-правового договора вправе урегулировать по своему усмотрению, не выходя при этом за рамки общих принципов гражданского законодательства.
4. Часть 3 ст. 6 ГК, как правило, предоставляет диспозитивного значение положениям актов гражданского законодательства. В силу этого сторонам предоставляется право в договоре отступить от положений актов гражданского законодательства и урегулировать свои отношения по соглашению между собой. Это положение чрезвычайно затрудняет правоприменение и разрешения гражданско-правовых дел в судах. Практика предоставления правовым нормам гражданского права диспозитивного значение, если не установлено иное, уже была опробована. Статья 14 Кодекса торгового мореплавания [34] предоставляет нормам этого Кодекса, как правило, диспозитивного значение. Согласно указанной статье, нормы Кодекса торгового мореплавания, регулирующих отношения между субъектами, на которые (отношения) распространяется настоящий Кодекс, имеют императивное значение лишь тогда, когда это предусмотрено соответствующими специальными правилами. Эта практика оказалась неудачной. Сам законодатель не смог удержаться в рамках сформулированного им в ст. 14 КТМ положения о диспозитивный (при отсутствии оговорки) характер гражданско-правовых норм этого Кодекса, и там, где он считал это особенно важно, прямо формулировал диспозитивные оговорки («если иное не предусмотрено договором») (например, ст. 19, 245 , 257 КТМ).
5. Стороны могут отступить от положений актов гражданского законодательства только в случаях, перечисленных в ч. З ст. 6 ГК. Это - такие случаи: 1) если есть прямое указание на запрет отступать от положений актов гражданского законодательства, 2) обязательность положений актов гражданского законодательства для сторон вытекает из их содержания, 3) обязательность положений актов гражданского законодательства вытекает из сути отношений между сторонами. Важно обратить внимание на то обстоятельство, что обязательность положений актов гражданского законодательства может вытекать из их содержания. В частности, это означает, что стороны не могут отступить от содержания актов законодательства, если правотворческий орган указывает на обязанность действовать в соответствии с этим актом (например, заключать договоры в соответствии с типовым договором).
6. Заключительные и переходные положения Гражданского кодекса не формулируют правила, которое бы исключало применение ранее принятых актов законодательства, которые противоречат Ци-свободном кодекса. Но по сторонам договоров следует признать право отступать в гражданско-правовых договорах от положений актов законодательства, принятых до введения в действие нового Гражданского кодекса, если только это не противоречит ст. бы ЦК.
7. При применении в. 6 ГК следует учитывать положения ст. 204 ГК, которая устанавливает принцип презумпции правомерности сделки, и ч. 2 и 3 ст. 215 ГК, в соответствии с которым сделка, не соответствует установленным требованиям (ч. 1 ст. 215, ст. 203 ГК), является ничтожным только тогда, когда на его ничтожность прямо указывается в законе. Это означает, что, по общему правилу, сделка является оспариваемым, то есть действительным, поскольку он в установленном порядке не признан судом недействительным, хотя он и противоречит императивным правилам гражданского законодательства. Отсюда условия договоров, отступление от императивных правил правовых актов, по общему правилу, являются действительными, пока судом признано противоположное (кроме случаев, когда определенные условия договоров признаются ничтожными).
8. Положение ч. 1 - 3 ст. 6 ГК в силу прямого указания в ч. 4 ст. 6 ГК применяются к односторонним сделкам, в частности - к гарантии, выдаваемой не путем заключения договора между гарантом и бенефициаром, а путем одностороннего волеизъявления гаранта.