В связи с частыми изменениями в законодательстве, информация на данной странице может устареть быстрее, чем мы успеваем ее обновлять!
Eсли Вы хотите найти правильное решение именно своей проблемы, задайте вопрос нашим юристам прямо сейчас.

1. Физическое лицо, которое не достигло четырнадцати лет (малолетнее лицо), имеет право:

1) самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки.

Сделка считается мелкой бытовой, если она удовлетворяет бытовые потребности лица, отвечает его физическому, духовному или социальному развитию и касается предмета, который имеет невысокую стоимость;

2) осуществлять личные неимущественные права на результаты интеллектуальной деятельности, охраняемые законом.

2. Малолетнее лицо не несет ответственности за причиненный им вред.



Комментарий:

1. Лицо, не достигшее четырнадцати лет, определяется в ст. 31 ГК как малолетняя. Такие лица признаются частично дееспособными.

2. Частичная дееспособность малолетних включает право совершать только те юридические действия, перечисленные в ст. 31 ГК. Другие юридические действия такие лица совершать не вправе.

3. Мелкие бытовые сделки, которые вправе совершать малолетние, ранее действующим Гражданским кодексом не определялись. Такое квалификацию сделок осуществляли суды. Определение мелких бытовых сделок, предоставленное в ст. 31 ГК, не устанавливает четких границ этого понятия, но дает достаточно ясные ориентиры по этому поводу.

4. Малолетние вправе осуществлять личные неимущественные права автора на произведения науки, литературы и искусства, объекты промышленной собственности или иные результаты творческой деятельности, охраняемые законом. Осуществлять имущественные права по таким объектам малолетние не вправе. Да и возможность осуществлять личные неимущественные права ограничивается материально-правовыми отношениями. С ч. 1 ст. 31 ГК не возникло малолетнего обращаться в суд с иском о защите личных неимущественных прав автора. Гражданское процессуальное законодательство этого права малолетних также не предусматривает.

5. В ч. 2 ст. 31 ГК формулируется правило, согласно которому малолетние не несут гражданско-правовой ответственности за причиненный ими вред, соответствует ст. 1178 ГК. Это, обычно затрагивает одну из сложных проблем толкования правовых норм, формулируется вопросом: если диспозицией правовой нормы устанавливается право (обязанность), действующего при наличии определенных гипотезой этой же нормы условий, то можно

утверждать, что за пределами этой гипотезы всегда действует противоположное правило? Относительно ч. 2 ст. 31 ГК этот вопрос таков: если малолетнее лицо не несет ответственности (диспозиция) в случаях причинения вреда (гипотеза), то несет она ответственность в других случаях (не охватываются гипотезой)? По нашему мнению, ответ на этот вопрос не может быть однозначным. Она требует систематического толкования правовых норм. Вот попытка буквального толкования ч. 2 ст. 31 ГК. Все абстрактно возможные гипотезы для диспозиции ч. 2 ст. 31 ГК, не допускает гражданской ответственности малолетнего, охватываются формулировкой «если малолетнее лицо допустила гражданско-правового нарушения». Но законодатель освобождает такое лицо от гражданско-правовой ответственности не во всех случаях гражданского правонарушения, а только тогда, когда причиненный вред (т.е. исключается возникновение с участием малолетнего обязательств по возмещению вреда). В остальных случаях ответственность малолетнего при буквальном толковании ч. 2 ст. 31 ГК возможна.

Другая (правильная) ответ вытекает из систематического толкования норм, сфор-мульованих в ст. 31 ГК и (частично) в ст. ЗО ЦК. Частичная дееспособность малолетнего определяется в ч. 1 ст. 31 ГК по разрешительным принципом (можно действовать только так, как разрешено), то есть общим является правило: действия малолетнего с намерением и без намерения создания юридических (гражданско-правовых) последствий для этого лица не вызывают. Это касается и ответственности, поскольку ч. 1 ст. ЗО ГК включает ее в содержания дееспособности. И только в случаях, когда это разрешено ч. 1 ст. 31 ГК, малолетнее лицо может своими действиями приобретать для себя права и принимать на себя обязанности. При таком толковании ст. 31 ГК положение ее части 2 лишь уточняют общее правило о том, что действия малолетних лиц не вызывают гражданско-правовых последствий для этих лиц. Поэтому они не несут ответственности не только за причиненный ими вред, но и за невыполнение каких-либо гражданско-правовых обязанностей.

6. Отсутствие у малолетних полной гражданской дееспособности заполняется в соответствующей части дееспособностью родителей. Управление имуществом ребенка родители осуществляют без специального на то полномочия. Родители обязаны заботиться о сохранении и использова-имущества ребенка в его интересах. Вопросы управления имуществом родители должны решать совместно. При совершении одним из родителей сделок относительно имущества малолетнего ребенка считается, что он действует с согласия другого из родителей, а споры между родителями по этому поводу разрешаются органом опеки и попечительства. Второй из родителей имеет право обратиться в суд с требованием о признании сделки недействительной, если сделка осуществлена в отношении имущества малолетнего с согласия другого из родителей (ст. 177 СК [39]). Семейный кодекс расширил полномочия родителей на распоряжение имуществом малолетних детей, он не содержит правила о том, что при распоряжении родителей имуществом несовершеннолетних детей на них распространяются правила об опеке и попечительстве (такое правило содержалось в ст. 78 КоБС), то есть родители не должны получать согласие органов опеки и попечительства на совершение сделок в отношении имущества малолетних детей. Такое согласие требуется только в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 177 СК.