В связи с частыми изменениями в законодательстве, информация на данной странице может устареть быстрее, чем мы успеваем ее обновлять!
Eсли Вы хотите найти правильное решение именно своей проблемы, задайте вопрос нашим юристам прямо сейчас.

1. Сделка может совершаться устно или в письменной форме. Стороны имеют право избирать форму сделки, если иное не установлено законом.

2. Сделка, для которой законом не установлена обязательная письменная форма, считается совершенным, если поведение сторон удостоверяет их волю к наступлению от-соответствующих правовых последствий.

3. В случаях, установленных договором или законом, воля стороны к совершению сделки может выражаться ее молчанием.



Комментарий:

1. Под формой сделки в ст. 205 ГК понимается проявление участниками сделки свободы на приобретение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей устно (звуками и словами, в совокупности составляют законченную мысль) или письменно.

Совершение сделки в письменной форме означает, что участники сделки выражают волю на приобретение, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей словам путем фиксации текста на бумаге или ином материальном (в том числе электронной) носители, что позволяет читать этот текст без его преобразования в другую материальную форму или после такого преобразования. Это - визуальная форма (часть третья ст. 5 Закона «Об электронных документах и электронном документообороте» [194]).

2. Письменная форма сделки, как отмечалось в ст. 42 ГК Украинской ССР 1963 p., Могла быть простой и нотариальной. При простой письменной форме содержание сделки выражается письменно, а после изложения содержания сделки его участники (их представители) совершают подписи. Нотариальная форма сделки предполагает его удостоверение нотариусом. Четкость и понятность этих положений ранее действующего Гражданского кодекса была изменена достаточно неопределенными законодательными положениями. Как следует из содержания ст. 209, 219, 220 ГК, нотариальное удостоверение выходит за пределы понятия формы сделки. Но в ст. 639, 657, 719, 745, 793, 799, 1031, 1118, 1247 ГК, в соответствии с их заголовков посвященные форме договоров (сделок), устанавливаются правила о нотариальном удостоверении сделок. Статья 14 Закона «Об аренде земли» [205] также название «Форма договора аренды земли», но в ней также говорится о возможности нотариального удостоверения договора. В принципе, при толковании законодательных актов преимущество имеет предоставлены не заголовке, а содержания соответствующей статьи. Это могло бы быть основанием для вывода о том, что употребление в заголовках указанных статей слова «форма» и включения в них положений о нотариальном удостоверении сделок не является основанием для утверждения о том, что нотариальное удостоверение сделок охватывается понятием формы сделки. Это утверждение тем более следовало бы признать правильным, что общие правила ст. 205 - 209, 218 - 220 ГК выводят нотариальное удостоверение за пределы формы сделки. Но нельзя игнорировать то обстоятельство, что законодатель при формулировании специальных правил в девяти статьях Гражданского кодекса последовательно включает положения о нотариальном удостоверении договоров к содержанию статей, которые в соответствии с их заголовков посвященные форме договоров. Эта последовательность является основанием для вывода о том, что законодатель включает нотариальное удостоверение сделки к содержанию понятия формы сделки. Это следует учитывать при толковании, в частности ст. 654 ГК, в которой употребляется термин "форма" (изменения или расторжения договора).

3. Участникам сделки предоставляется право совершать сделки в той форме, которую они выбрали. Только законом могут устанавливаться обязательные требования к форме право-чинов. Подзаконными актами они устанавливаться не могут, а если они ими установлено, то есть недействительными. Последствия нарушения требований закона относительно формы сделки установлены ст. 218 - 220 ГК.

4. Кроме понятия формы сделки, в. 205 ГК имеет понятия способов волеизъявления. В случаях, когда закон допускает устную форму сделки, возможно выявление воли не только словами, но и действиями или бездействием (молчанием). Так, сделка, в отношении которого не установлена обязательность письменной формы, считается совершенным, если по поведению его участников (участника) следует их воля совершить сделку. Действия, из которых следует воля совершить сделку, называются в науке конклюдентными. Именно это, установленное ч. 2 ст. 205 ГК, правило позволяет осуществлять торговлю, например, через автоматы. Выставив торговый автомат и обеспечив его объявлением о правилах пользования им, продавец вообще может не общаться с покупателем, не проявлять в его адрес своей воли совершать сделки. В магазинах самообслуживания с открытым доступом к товарам покупатель может молча принять вещь, заплатить деньги. Таким образом можно поступить даже сделка по покупке дорогой вещи. Сделка купли-продажи в этом случае считается совершенным, если бы его стороны при этом не сказали друг другу ни слова. Путем конклюдентных действий могут осуществляться сделки, направленные на односторонний отказ от договора (одностороннее расторжение договора), если это предусмотрено законом или договором. Так, ч. 4 ст. 694 и ч. 2 ст. 697 ГК при наличии

соответствующих условиях предоставляют продавцу право требовать от покупателя возвращения товара. Предъявление такого требования как конклюдентные действия свидетельствует волю продавца отказаться от договора (расторгнуть его в одностороннем порядке).

5. Молчание как форма сделки также является способом проявления воли на совершение сделки. Поэтому и при выражении воли молчанием факт совершения сделки можно оспаривать, доказывать, что молчанием воля вообще не выражалась или выражалась, но на осуществление иной сделки. Это - совершенно новая правовая конструкция молчание по сравнению с той, что формулировалась в ст. 42 ранее действующего Гражданского кодекса,

которая объективно признавала молчание проявлением воли. Но в специальной норме ст. 764 ГК (такая же норма сформулирована в ч. 2 ст. 17 Закона «Об аренде государственного и коммунального имущества» [89]), что имеет преимущество при правоприменении перед общему правилу ч. ст. 205 ГК, отсутствии возражений со стороны наймодателя в течение месяца после окончания срока договора найма против возобновления договора объективно придается значение юридического факта, вызывает юридические последствия. Таким образом, если к соответствующим правоотношениям применяется ч. ст. 205 ГК, сторона вправе доказывать, что молчанием свобода не выражалась, а потому совершение сделки не было.

Если же применению подлежит ст. 764 ГК, то доказыванию подлежит лишь тот факт, было или не было молчание. В последнем случае не имеет значения то обстоятельство, имел или не имел субъект намерен выразить волю путем молчания. Так, наймодатель может представить доказательства того, что он твердо намеревался по истечении срока договора найма нежилых помещений не заключать договор (найма) на новый срок (не продлевать срок действия договору, не перезаключать его не возобновлять). Он может представить доказательства того, что он закупил оборудования с целью разместить его в помещениях, подлежащих увольнению в связи с окончанием срока действия договора найма. Это будет подтверждать косвенный проявление воли не продлевать действие договора на новый срок и отсутствие волеизъявления на заключение договора на новый срок. Но это не будет иметь

любого юридического значения, поскольку доказанным факт молчания, с которым в. 764 ГК объективно связывает наступление юридических последствий независимо от того, хотела или нет лицо выявить молчанием какую-то свободу.

Вместе с тем, молчание, с которым в. 764 ГК связывает наступление юридических последствий, должно иметь признаки настоящего молчание, к которому лицо (наймодателя) никто не заставлял. Образно говоря, не является молчанием в гражданско-правовом смысле такой случай, когда лицу насильно закрыли рот.

Такую же правовую конструкцию (предоставление молчанию значение проявления воли, то есть сделки) законодатель использует в ст. 1036 ГК по договору доверительного управления имуществом.

6. Молчание как способ совершения сделки допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором. Распространена практика включения в договоры условия о их пролонгирования (о продлении срока их действия), если ни одна из сторон не заявит до истечения срока его действия об отказе от его продления на следующий срок той же продолжительности, получила правовую основу в ч. З ст. 205 ГК, которого она до введения в действие нового Гражданского кодекса не было.