1. Физическое лицо имеет право на тайну переписки, телеграмм, телефонных разговоров, телеграфных сообщений и других видов корреспонденции.
Письма, телеграммы и т.п. являются собственностью адресата.
2. Листы; телеграммы и другие виды корреспонденции могут использоваться, в частности путем опубликования, лишь по согласию лица, которое направило их, и адресата.
Если корреспонденция касается личной жизни другого физического лица, для ее использования, в частности путем опубликования, нужно согласие этого лица.
3. В случае смерти физического лица, которое направило корреспонденцию, и адресата ис-пользования корреспонденции, в том числе путем его опубликования, возможно только с согласия физических лиц, определенных частью четвертой статьи 303 настоящего Кодекса.
В случае смерти физического лица, которое направило корреспонденцию, и адресата, а также в случае смерти физических лиц, определенных частью четвертой статьи 303 настоящего Кодекса, корреспонденция, имеет научную, художественную, историческую ценность, может быть опубликована в порядке, установленном законом.
4. Корреспонденция, которая касается физического лица, может быть приобщена к судебному делу лишь в случае, если в ней содержатся доказательства, имеющие значение для разрешения дела. Информация, содержащаяся в такой корреспонденции, не подлежит разглашению.
5. Нарушение тайны корреспонденции может быть разрешено судом в случаях, установленных законом, с целью предотвращения преступления или выяснения истины во время расследования уголовного дела, если иными способами получить информацию невозможно.
Комментарий:
1. В ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод [7] признается право каждого на уважение тайны его корреспонденции. Как и другие положения Конвенции, это положение толкуется Европейским Судом по правам человека широко. В частности, Суд признал нарушением названной статьи тот факт, что осужденному не предоставлены средства для переписки (конверты для отправки писем за границу - в Европейский Суд по правам человека).
2. Тайна корреспонденции ограничивается относительно соответствующих лиц Законом «О предварительном заключении» [73], Уголовно-исполнительным кодексом [43]. Устанавливается, что не подлежит пересмотру только переписки с Уполномоченным Верховной Рады Украины по правам человека, Европейским Судом по правам человека, а также другими соответствующими органами международных организаций, членом или участником которых является Украина, уполномоченными лицами таких международных организаций и прокурором. Следует учитывать, что Европейский Суд по правам человека считает неприемлемым контроль над корреспонденцией осужденных также с защитником.
3. Защита права на уважение корреспонденции в Украине стал проблематичным уже в силу отсутствия четкой формулировки разрешенных случаев наложения ареста на корреспонденцию и снятие информации. Это может привести к признанию Европейским Судом по правам человека незаконным любого ареста на корреспонденцию или разрешения на снятие информации.
4. Отдельными законами предусмотрена возможность прослушивания телефонных разговоров с целью раскрытия преступлений (п. 10 ст. 11 Закона «О милиции» [47]), контроля, фиксации и документирования разговоров лиц при наличии оснований считать их причастными к организованной преступной деятельности, фиксации и документирования факта телефонного разговора между гражданами, отправки письма или телеграфного сообщения без нарушения тайны телефонного разговора (ст. 15 Закона «Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью» [72]), снятие информации с каналов связи, контроля путем отбора по отдельным признакам телеграфно-почтовых отправлений (ст. 8 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» [59]).
5. В законодательстве Украины нет достаточно четких норм, которые бы давали ответ на вопрос о возможности прослушивания разговоров, ведущихся с телефонов, установленных в помещениях, предназначенных для выполнения работниками трудовых обязанностей. Европейский Суд признает недопустимым такое прослушивание. Только по разговоров, для которых использовался радиоканал гражданской авиации, Европейский Суд
счел возможным их прослушивания.
6. В контексте права на уважение корреспонденции, Европейский Суд по правам человека рассматривал ограничения количества посылок и бандеролей, которые имеют право получать осужденные в соответствии с законодательством Украины и пришел к выводу, что ограничение, составляет шесть посылок и три бандероли в год, не может расцениваться как нарушение ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (§ 168, 180
решение по делу «Алиев против Украины» от 29 апреля 2003 p.).
7. По общему правилу, формулируется в ст. 306 ГК, письма, телеграммы и другие виды корреспонденции являются собственностью адресата. Но право адресата использовать такие обстоятельства и распоряжаться всеми видами полученной корреспонденции ограничивается. Использование корреспонденции любым лицом возможно только с согласия лица, ее послала, и адресата. Согласие лица, направила корреспонденцию необходима и при использовании корреспонденции адресатом (здесь имеются в виду такие способы использования, которые открывают доступ к корреспонденции третьим лицам). Кроме того, использование, в частности, путем опубликования информации, содержащейся в корреспонденции и касается личной жизни третьего лица, возможно только с согласия этого лица.