1. Обязательство не создает обязанности для третьего лица. В случаях, установления ленных договором, обязательство может порождать для третьего лица права относительно должника и (или) кредитора.
Комментарий:
1. Правоотношения - это центральная категория правоведения. ей соответствует центральными правовая конструкция, содержание которой составляет взаимосвязь прав и обязанностей лиц. Говорить о праве лица при отсутствии обязанности другого лица, корреспондирует этому праву, означает то же самое, что и вести разговор о еде при отсутствии последней и перспектив ее получить. В сфере обязательственного права центральной категорией является обязательство как разновидность правоотношений. Содержание обязательства составляют права одной его стороны (кредитора) и обязанности другой стороны (должника), корреспондирующих праву кредитора. Этот классический образец связи прав и обязанностей использует и отечественный законодатель. Вместе с тем законодатель не должен следовать классике юриспруденции безусловно. Цель государства - целесообразно организовать имущественные отношения, противоречия в системе общественных отношений могут быть поводом для того, чтобы законодатель специальным законом возникновения обязательства признал юридическим фактом, порождающим обязанности третьих лиц. Но широкое распространение такой правовой конструкции не соответствовало бы обычным условиям гражданского оборота. Поэтому устанавливается общее правило, согласно которому обязательство не создает обязанности для третьего лица.
Есть третье лицо в силу обязательства не может принять на себя какую-либо долю обязанностей должника перед кредитором в пределах этого обязательства. Обязательства, как правило, не может быть и юридическим фактом, образует другое обязательство с участием третьего лица как должника.
2. Третьей может быть лицо, не является в обязательстве ни кредитором, ни должником, но совершает действия, влияющие на содержание обязательства (изменяют или прекращают обязательства). В частности, лицо, на которое возложено исполнение обязательства (ст. 528 ГК), осуществляет действия на его выполнение не в силу обязательства перед кредитором, в адрес которого осуществляется выполнение, а в силу другого обязательства (иных правоотношений). Выполняя это обязательство, третье лицо не получает в нем даже права требовать принятия исполнения.
3. Что касается прав, то возможность их приобретения третьими лицами в связи с возникновением обязательства между двумя субъектами прямо предусматривается ст. 511 ГК. Права, возникающие у третьих лиц в связи с обязательством между кредитором и должником, могут входить в содержание этого же обязательства (быть частью прав кредитора в этом обязательстве). Такое явление имеет место, когда заключается договор в пользу третьего лица (см. об этом комментарий к ст. 636 ГК). Правда, при заключении договора в пользу третьего лица участие в обязательстве стороны, заключившей договор в пользу третьего лица, может вообще исключаться.
4. В других случаях обязательства порождает права третьих лиц, (правая) входят в содержание другого обязательства. В частности, в силу ст. 448 ГК автор при определенных условиях имеет право на получение денежной суммы в размере пяти процентов от суммы (цены) продажи оригинала художественного произведения или оригинала рукописи литературного произведения, следующего за отчуждением оригинала, проведенного автором. Здесь из обязательства купли-продажи
возникает право третьего лица (автора) на получение части цены продажи. ее получение осуществляется в пределах обязательства, возникающего между продавцом и автором на основании обязательства купли-продажи как юридического факта.
5. Есть, однако, ряд специальных правил, когда обязательства влечет за собой возникновение обязанностей на стороне третьих осиб.Як третье лицо в обязательстве перевозки следует определить получателя вантажу.Частина первая ст. 163 КТМ [34] предусматривает возможность указания в коносаменте или другом документе, на основании которого осуществляется перевозка груза, на обязанности грузополучателя оплатить фрахт и плату за простой судна в порту погрузки. Коносамент составляется перевозчиком на основании информации, предоставляемой грузоотправителем, и является формой договора перевозки. Но грузоотправитель может инициировать указания в коносаменте на обязанность грузополучателя только при условии, что такая возможность вытекает из обязательства, которое существует между ним и получателем груза. Обязательства перевозки осуществляет определенное влияние на это обязательство грузополучателя. Обязанностям грузополучателя принять груз от перевозчика в соответствии с правилами, установленными транспортными кодексами, уставами и другими нормативно-правовыми актами, корреспондируют права не перевозчика, а вантажовид юриста. Осуществление грузоотправителем платежей в пользу перевозчика является лишь
условием реализации права грузополучателя на получение груза, а другие обязанности (выгрузить груз, вывезти со станции, внести платежи за задержку транспортных средств под разгрузкой, очистить вагон или контейнер и т.д.) возникают из односторонней сделки - выявление грузополучателем согласия на его получение. Правда, в. 47 и 125 Устава железных дорог Украины [288] возлагают на получателя груза обязанность принять груз, поступивший на ftoroNадресу и ответственность за выполнение этой обязанности. Но на сегодня эти положения указанного подзаконного акта потеряли законное основание (они сохранили силу лишь в сфере действия Хозяйственного кодекса [42]. См.. Об этом в следующем пункте комментария к ст. 511 ГК). В частности, они противоречат статьи, комментируется. их включения в Устав железных дорог было заимствованием не только идеи, а и текста законодательства советской эпохи. Достаточно обратить внимание на то, что в первую очередь здесь речь идет о грузе, поставка которого предусмотрена планом, в частности наряду, убедитесь, которое первоисточник здесь
использовалось.
Возникновение у грузополучателя права перед перевозчиком в связи с обязательством между грузоотправителем и перевозчиком вполне соответствует ст. 511 ГК. Это право в силу предъявления грузополучателем требования о выдаче груза, другими правами и обязанностями перевозчика и грузоотправителя. Но эти права и обязанности составляют содержание соответствующих обязательств между теми субъектами, которые связаны с обязательством перевозки, но выходят за его пределы.
6. Специальное правило ч. 2 ст. 310 ГК [42] возлагает на получателя груза, прибывшего в его адрес любым транспортом, обязанность получить этот груз. Единственное исключение из этого общего правила, когда грузополучатель освобождается от этой обязанности, действует, когда в результате повреждения или порчи груза исключается возможность полного или частичного использования его по первоначальному
назначению. Это положение распространяется на все виды транспорта. Такого не было даже при социализме. Тогда признавалось безусловное право грузополучателя отказаться от его принятия, если груз доставлен автомобильным транспортом при внутригородскому перевозке (в внутригородских перевозок не принадлежали перевозки на расстояние более 50 км от городской черты). Таким образом, в отличие от сказанного
выше в п. 2 комментария к ст. 511 ГК, в сфере действия Хозяйственного кодекса действующим является правило, согласно которому обязательства между грузоотправителем и перевозчиком порождает обязанность лица, являющегося получателем груза, получить соответствующий груз. Это - специальное правило, имеет преимущество при правоприменении перед общему правилу ст. 511 ГК.
7. Часть 3 ст. 678 ГК, ст. 8 Закона «О защите прав потребителей» [215] предоставляют покупателю (потребителю) вправе предъявить требование, вытекающее из продажи (передачи) товаров ненадлежащего качества, не только с продавцом, а и (по выбору покупателя, потребителя) - непосредственно в изготовителя. В таких случаях на основании договора между продавцом и покупателем (потребителем) возникает обязательство между изготовителем
продукции (товаров) и покупателем (потребителем), которое в определенной части называют гарантийного. Иными словами, обязательства между продавцом (поставщиком) и покупателем (потребителем) порождает обязательство непосредственно между производителем товара и его покупателем (потребителем).
8. Статья 816 ГК определяет правило, согласно которому в договоре найма жилья должны быть указаны лица, которые будут проживать вместе с нанимателем. Эти лица приобретают равные с нанимателем не только прав, но и обязанностей. Можно было бы и в этом случае утверждать, что обязательства между двумя лицами (наймодателем и нанимателем) порождает обязанности для третьих лиц. Но ч. 2 ст. 816 ГК возлагает на нанимателя ответственности перед наймодателем за нарушение условий договора лицами, указанными в договоре как, которые будут проживать вместе с нанимателем. Ответственность здесь понимается так, как и в других статьях Гражданского кодекса, где говорится об ответственности одного лица за действия других. Так, ст. 619 ГК предусматривает субсидиарную ответственность. Содержание этой статьи дает основание для вывода о том, что субсидиарная ответственность означает возможность принуждения субсидиарного должника к исполнению не только обязанностей основного должника, охватываемых категорией ответственности, а и основных обязанностей, составляющих содержание обязательства. Такой же вывод следует из ч. 1 ст. 124, ч. 1 ст. 133, ч. 2 ст. 140, ч. 2 ст. 152 ГК и других положений гражданского законодательства. Следовательно, лица, указанные в договоре найма жилья, хотя и названы в ч. 1 ст. 816 ГК такими, приобретают обязанностей из факта заключения такого договора, не могут быть принуждены к выполнению этих обязанностей. Принужденным к этому может быть только наниматель. Поэтому указанные лица являются типичными третьими лицами в обязательстве найма жилья, (обязательства) порождает только права этих лиц.