1. Кредитор в обязательстве может быть заменен другим лицом вследствие:1) передачи им своих прав другому лицу по сделке (уступка права требования);
2) правопреемства;
3) выполнение обязанности должника поручителем или залогодателем (имущественным по-ручителем)
4) выполнение обязанности должника третьим лицом.
2. Кредитор в обязательстве может быть заменен также в других случаях, уста-новленных законом.
3. Кредитор в обязательстве не может быть заменен, если это установлено договором или законом.
Комментарий:
1. Статья 512 ГК, в отличие от ранее действующего Гражданского кодекса, предусматривает возможность замены кредитора в обязательстве не только на основании сделки, пе-редбачае уступки права требования, но и вследствие других юридических фактов.
2. Кредитор в обязательстве может быть заменен в связи с правопреемством. Обычно при этом передаются не только права, но и обязанности. В науке гражданского права выделяется правопреемство универсальное и сингулярное. Универсальное правопреемство имеет место в случаях смерти физического лица, прекращения юридического лица с правопреемством (ч. 1 ст. 104 ГК) или создание юридического лица путем выделения (ст. 109 ГК). Правотворческая практика знает и такое явление, как ликвидация юридического лица с правопреемством.
3. В случае смерти физического лица - кредитора, если обязательство не является неразрывно связанным с его лицом, право кредитора в соответствии со ст. 1218 ГК входит в состав наследства и наследуется в общем порядке. Наследник (наследники) может реализовать это право путем подачи в установленный шестимесячный срок принятия наследства в нотариальную контору по месту открытия наследства. С
истечении шести месяцев после открытия наследства наследник (наследники) получает свидетельство о праве на наследство. В случае наследования права в обязательстве это право должно быть указано в указанном свидетельстве. На основании свидетельства предъявляется требование к должнику об исполнении обязательства (если срок исполнения обязательства уже наступил). Если этот срок не наступил, предъявления требования к должнику невозможно, но должнику следует должным сообщить о правопреемстве, что произошло (ч. 2 ст. 516 ГК). До получения свидетельства о праве на наследство предъявления к должнику требования о выполнении и принятия исполнения возможно в порядке охраны наследственного имущества и управления наследием (ст. 1283 - 1284 ГК).
Неприятие наследниками меры к извещения должника о замене кредитора в порядке наследования или до принятия исполнения в порядке охраны или управления наследием влечет последствия, установленные ч. 2 ст. 516 ГК (новый кредитор несет риск наступления неблагоприятных для него последствий).
4. В состав наследства, в частности, относятся право на вклад в банке или другом финансовом учреждении (ст. 1228 ГК), право на получение страховых выплат (ст. 1229 ГК), право на возмещение убытков, причиненных наследнику в договорных обязательствах (ч. 1 ст. 1230 ГК). Во всех этих случаях осуществляется замена кредитора в соответствующих обязательствам в форме универсального правопреемства.
5. Замена кредитора в обязательстве в связи со слиянием, присоединением, разделением, преобразованием юридических лиц, а также в связи с созданием юридического лица в порядке выделения, осуществляется в порядке, установленном ст. 104 - 109 ГК.
6. Согласно ч. 1 ст. 104, ст. 110 - 112 ГК при ликвидации юридического лица не может наступать правопреемство. Но это возможно в силу специального закона или другого нормативно-правового акта. Такой вывод следует из ст. 609 ГК, которая допускает прекращение обязательства в связи с ликвидацией юридического лица, если законом или иным нормативным правовым актом выполнения обязательства возложено на другое лицо. Установка правопреемства индивидуальным актом органа исполнительной власти о ликвидации юридического лица невозможно. Предметом рассмотрения в суде была такое дело. Было ликвидировано юридическое лицо - представительство Фонда государственного имущества Украины в одном из городов Автономной Республики Крым, а его правопреемником в соответствии с приказом о ликвидации стал фонд коммунального имущества городского совета. Фонд коммунального имущества предъявил к одному из покупателей коммунального имущества требование о расторжении договора купли-продажи коммунального имущества, был ранее заключен в процессе приватизации представительством Фонда государственного имущества как продавцом, в связи с невыполнением покупателем обязательства, вытекало из такого договора. Но в удовлетворении иска фонда было отказано, поскольку правопреемства не было. Не было в период существования представительства Фонда государственного имущества и договора с фондом коммунального имущества об уступке. Такие мероприятия - заключение договора об уступке права - были необходимы для замены кредитора в обязательствах, возникших из договоров купли-продажи объектов приватизации. Халатность должностных лиц при ликвидации представительства Фонда государственного имущества Украины привело к освобождению покупателей объектов приватизации от инвестиционных и других обязательств перед бывшим владельцем и органами приватизации.
7. В практике имели место факты ликвидации государственных органов и создания «на их базе» других государственных органов. При этом имела место ликвидация и таких органов, которые ранее выдали акты, нарушающие гражданские права субъектов, в результате чего возникли обязательства, в силу которых эти субъекты получили право требовать признания актов не действует-с ними и возмещения имущественного вреда. При разрешении споров по иску к вновь созданным государственных органов надо исходить из того, что исполнительная власть является единственной. Поэтому не может быть такой ситуации, что за действия государственного органа, ликвидирован, никто не отвечал. Это дает основание для применения в таких случаях по аналогии правил о правопреемстве при прекращении юридического лица в порядке слияния, присоединения, разделения или преобразования. Изложенное касается и органов местного самоуправления.
8. Замена кредитора в обязательстве в порядке сингулярного правопреемства имеет место на основании завещательного отказа (ст. 1237, 1238 ГК), а также в других случаях, когда это предусмотрено законом. При этом замена кредитора в обязательстве может сопровождаться и заменой должника в обязательстве, вместе с первым обязательством образует единые обязательственные правоотношения. Так, к новому собственнику вещи, ранее была передана в аренду, переходят права наймодателя (ст. 770 ГК). При этом к новому собственнику переходят и обязанности нацмодавця. В ст. 814 ГК это правило конкретизируется применительно обязательства найма жилья.
9. Выполнение поручителем или имущественным поручителем (залогодателем) обязательства, обеспеченного поручительством или залогом, влечет замену кредитора - переход к поручителю или имущественного поручителя (залогодателя) всех прав кредитора в этом обязательстве (ч. 2 ст. 556 ГК, часть п ' пятая ст. 20 Закона «О залоге» [64]).
10. Часть 2 ст. 512 ГК вызывает интерес как иллюстрация движения гражданского права Украины от социализма к рыночной модели имущественных отношений. Она позволяет замену кредитора в других случаях, установленных законом, т.е. использует социалистический (разрешительный) способ регулирования имущественных отношений. Но в таком разрешении нет какого-либо смысла, поскольку в силу ч. ст. 512 ГК только запрет законом или договором может быть препятствием для замены кредитора. Отсутствие установленного законом разрешения на замену кредитора не препятствует совершению сделки, направленного на такую замену. Однако следует учитывать, что в соответствии с ч. 12 ст. 17 Закона «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» [134] управляющий санацией может осуществлять уступку требований должника, относительно которого осуществляются мероприятия согласно плану санации, путем продажи таких требований на открытых торгах.
11. Часть 3 ст. 528 ГК предоставляет право третьему лицу, имеющему вещные права на имущество должника (право аренды, залога), выполнить обязательства должника, если это необходимо для предотвращения обращения кредиторами взыскания на имущество должника, которое указано выше. На основании этого юридического факта осуществляется замена кредитора в обязательстве, выполнила третье лицо.
12. К страховщику, который выплатил страховое возмещение по договору имущественного страхования, в пределах фактических затрат переходит право требования, которое страхователь или другое лицо, получившее страховое возмещение, имеет к лицу, ответственному за причиненный ущерб (ст. 993 ГК, ст. 27 Закона « О страховании »[180]). Такая же возможность следует также ст. 269 КТМ [34].
13. Замена кредитора, которая сопровождается заменой должника в обязательстве, вместе с первым обязательством составляет единые обязательственные правоотношения, возможна в порядке защиты права. Так, при нарушении преимущественного права покупки доли в праве общей долевой собственности совладельцу предоставляется право предъявить в суд иск о переводе на него прав и обязанностей покупателя (ч. 4 ст. 362 ГК). Нанимателю
жилья при нарушении его преимущественного права на заключение договора найма жилья на новый срок предоставляется возможность требовать перевода на него прав нанимателя (ст. 822 ГК). Это - положение, соответствующие ч. 2 ст. 512 ГК.
14. Согласно п. 1 ст. 1 ст. 512 ГК замена кредитора в обязательстве возможна на основании сделки по уступке требования. В отечественной теории соглашение о отставание пления требования принято именовать цессией (см., например, Иоффе О.С. Обязательственное право. - М.: Юридическая литература, 1975, с. 79; Обязательственное право. - М.: Одиссей, 1998, с. 47 - 48). В принципе, это соответствует пониманию цессии в гражданском праве, но следует учитывать, что в нем выделялась добровольное цессия (cessio voluntaria) и цессия по закону (cessio necessaria), когда, например, поручитель получал право требовать, чтобы при уплате им долга кредитор уступил ему требование к главному должнику (beneficium cedendarum actionum).
15. Указание в скобках в п. 1 ч. 1 ст. 512 ГК на уступку права требования не следует толковать так, что оно исключает буквальное толкование предыдущего (к словам, которые преподаются в скобках) текста. Это означает, что передаваться право может как на той стадии, когда оно приобрело признаки права требования, так и до этого. При изложении п. 1 ч. 1 ст. 512 ГК законодатель не акцентировал внимание на вопросе о том, когда же
субъективное право, существующее в обязательстве, приобретает качества права требования, а последовал теоретическим положением о том, что в обязательственных правоотношениях правомочность кредитора принимает форму требования. Так, в ч. 2 ст. 626 ГК термин «право требования» прямо отождествляется с субъективным правом, возникает на основании договора и входит в содержание обязательства. Это соответствует и теории. Так, утверждается, что в обязательственных правоотношениях субъективное право получило название права требования, а обязанность - долга (Гражданское право Украины. Книга 1. - М.: Юридическая литература, 2002, с. 612; см.. Также Иоффе О.С. Обязательственное право. - М.: Юридическая литература, 1975, с. 14).
Правда, есть и такие случаи, когда законодатель вынужден был достаточно четко признать, что субъективное право, входит в содержание обязательства, только на определенном этапе (при наступлении определенных юридических фактов, прежде всего - в связи с истечением установленного срока) приобретает характер требования (ч. 2 ст. 1281 ГК). В ст. 1078 ГК определяются два вида требований - имеется требование (денежное требование, срок платежа по которому наступил) и будущее требование (право денежного требования, которое возникнет в будущем). В ч. 2 ст. 191 ГК в состав предприятия как единого имущественного комплекса правильно отнесены права требования и долги (а не права и обязанности).
16. Согласно ч. 2 ст. 760 ГК имущественные права могут передаваться по договору найма. Но более развернутых правил о передаче на условиях найма гражданских прав, входят в содержание обязательств, не установлено ни вообще, ни в отношении отдельных видов таких прав. С учетом этого передачи прав на условиях найма создавало бы ситуацию правовой неопределенности.
17. Наконец следует учитывать, что стороны обязательства не лишены права по соглашению между собой и с участием третьего лица в любое время договориться о замене кредитора в обязательстве, будет тянуть и замену должника в обязательстве, вместе с первым обязательствам составляет единые обязательственные правоотношения. Это невозможно лишь тогда, когда есть установленная законом запрет.
18. Законом или договором могут устанавливаться правила (условия), согласно которым кредитор в обязательстве не может быть заменен. Такие правила устанавливаются ст. 515, 1219 ГК и др.. Замене должника может препятствовать установление законом ограничений содержания специальной правоспособности участников обязательств. Так, банк как субъект гражданского права, наделенный специальной правоспособностью, не может отступать свои права лицу, не вправе предоставлять кредиты под проценты.
Запрет договору на замену кредитора в обязательстве, которое возникает на основании этого договора, также не является препятствием для замены кредитора в таком обязательстве с согласия должника, поскольку преимущество при правоприменении следует предоставить согласии должника как специальной юридической действия, по сравнению с которой установленная договором запрет должен квалифицироваться как общая. В частности, в силу специального правила ст. 1080 ГК запрет договору отступать право денежного требования кредитора к должнику не является препятствием для заключения договора об уступке такого требования в пользу фактора. Но эта уступка не освобождает лицо, отступила денежное требование в пользу фактора, от обязательств и ответственности перед должником в связи с нарушением условия о запрете или ограничении уступки права денежного требования.