В связи с частыми изменениями в законодательстве, информация на данной странице может устареть быстрее, чем мы успеваем ее обновлять!
Eсли Вы хотите найти правильное решение именно своей проблемы, задайте вопрос нашим юристам прямо сейчас.

1. Замена кредитора не допускается в обязательствах, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности в обязательствах о возмещении вреда, причиненного увечьем, другим повреждением здоровья или смертью.



Комментарий:

1. Действие в. 515 ГК распространяется на замену кредитора по любым основаниям, установленные ч. 1 ст. 512 ГК. Если обязательство неразрывно связано с личностью кредитора, замена кредитора невозможна не только в силу сделки (п. 1 ч. 1 ст. 512 ГК) или действий, указанных в п. и 4 ч. 1 ст. 512 ГК, но и в силу правопреемства. В случае смерти кредитора - физического лица или прекращения кредитора - юридического лица в таких случаях обязательство прекращается, прекращаются и все права, которые составляют содержание этого обязательства (ст. 608, 609 ГК).

2. В обязательствах о возмещении вреда, причиненного увечьем, другим повреждением здоровья или смертью, замена кредитора в порядке правопреемства не допускается даже в отношении тех платежей, которые на момент смерти кредитора оказались просроченными.

3. Согласно ч. 1 ст. 448 ГК автор имеет право на получение денежной суммы в размере пяти процентов от суммы каждой продажи оригинала художественного произведения или оригинала рукописи литературного произведения, следующего за отчуждением оригинала, проведенного автором. Это право не может отчуждаться по сделке, но оно переходит к наследникам автора и к наследникам этих наследников в пределах срока действия

имущественных прав интеллектуальной собственности на произведение. Здесь сформулирована специальная правовая конструкция, согласно которой обязательства по выплате соответствующих сумм связывается с личностью кредитора, но допускаются ограниченные случаи замены кредитора в обязательстве.

4. Не может быть передано по сделке право кредитора (бенефициара) предъявить требование к гаранту, если иное не предусмотрено договором (ч. 5 ст. 563 ГК).

5. Из закона следует невозможность уступки права на получение услуг в сфере образования с выдачей диплома или иного документа установленного законодательством образца, поскольку соответствующее обязательство носит личный характер.

Право найма жилого помещения (квартиры) в домах, находящихся в государственной или коммунальной собственности, также связывается с лицом нанимателя. Договор найма заключается только с лицами, которые находились на квартирном учете (ст. 31 - 42 Жилищного кодекса [29]). По временно отсутствующим нанимателем жилого помещения право найма сохраняется в течение определенного срока (ст. 71 ЖК). Поэтому право найма жилого помещения в домах государственного или коммунального жилищного фонда переходит только при условии, установленных законодательством (ст. 824 ГК, ст. 104 - 106 ЖК).

Есть ряд специальных правил, которыми ограничивается уступки или из которых вытекают ограничения на уступки в других случаях. Особенно несподи-ными и существенными могут быть для лиц, приобретающих в пройденным требования, ограничения на уступку, установленные подпунктом «б» п. 8.6.1 части 8.6 ст. 8 Закона «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» [164]. Согласно этому правилу налогоплательщик, активы которого находятся в налоговом залоге, вправе отступить требование только с согласия соответствующего органа государственной налоговой службы. Нарушение этого предписания влечет возможность признания судом недействительной сделки об уступке требования (ч. 1 ст. 215; ч. 1 ст. 203 ГК), поскольку указанное положение названного Закона имеет гражданско-правовое содержание.

6. Статья 380 КТМ [34] запрещает передачу другим организациям или физическим лицам права на предъявление претензий и исков, основанных на нормах настоящего Кодекса. Хотя в приведенном формулировании и сделано уклон в сторону процессуальных отношений (речь идет о передаче права на предъявление претензий и исков), все же его следует толковать как запрещающий передачу права, составляет материальное содержание претензии (иска). Вместе с тем ст. 380 КТМ устанавливает исключения из приведенного правила: она допускает передачи такого права грузоотправителем грузополучателю и наоборот, а также передача права на предъявление претензии и иска (и грузоотправителем, и грузополучателем) органа, к сфере управления которого они относятся, транспортно-экспедиционной организации или страховщику.

Предполагается специальная форма передачи права в указанных случаях - совершение Переуступочная надписи на коносаменте, накладной или квитанции. Переуступочная надпись - это форма односторонней сделки, осуществляемой грузоотправителем или грузополучателем. Поскольку сторона, в пользу которой совершается Переуступочная надпись, в совершении этой сделки не участвует, субъект, совершивший такую надпись, не лишается права предъявить претензию к перевозчику при предъявлении ко-носамента, накладной или квитанции, хотя бы на них было совершено Переуступочная надпись.

7. Ограничения, аналогичные вышеприведенным, установленные ст. 133 Устава железных дорог [288]. Здесь также запрещается передача права на предъявление претензий и исков (кроме уступки требования грузоотправителем грузополучателю или наоборот, а также высшей организации и в пользу «уполномоченного лица», которая выступает от имени гр-жовидправника или грузополучателя). Отмечается также, что уступка требования в пользу уполномоченного лица удостоверяется доверенностью, оформленной в соответствии с зако-тельством. Следует, однако, учитывать, что все же в. 133 Устава железных дорог не дает основания для вывода о том, что в пользу уполномоченного лица производится отставание пления требования. Отмечается, что уполномоченное лицо действует от имени грузоотправителя или грузополучателя, что ее полномочия оформляются доверенностью. Следовательно, выполнение денежного обязательства по требованию уполномоченного лица железная дорога должна осуществить

на текущий счет грузоотправителя или грузополучателя в банке.

Согласно ст. 133 Устава железных дорог передачи права на предъявление претензии и иска удостоверяется переуступочной надписью на железнодорожной накладной, грузовой или багажной квитанции. Правила предъявления и рассмотрения претензий устанавливают содержание Переуступочная надписи и порядок его заверения. Переуступочная надпись должна иметь следующее содержание: «Право на предъявление претензии и иска передано ...» (при этом указывается наименование лица, которому право передается). Переуступочная надпись должна удостоверяться подписями руководителя и главного бухгалтера организации и удостоверяться печатью (§ 2 Правил предъявления и рассмотрения претензий раздела 38 Правил перевозок грузов [340]). Поскольку передача права, которое оформляется переуступочной надписью является сделкой, а юридические лица должны совершать сделки посредством действий их органов (ст. 29 ГК), не вполне корректно правило о подписании Переуступочная надписи главным бухгалтером. Но нерационально было бы игнорировать изложенное правило и дать другой стороне повод для обжалования (в конечном итоге - неправомерного) Переуступочная надписи.

8. При толковании положений, изложенных в п. 7 комментария к ст. 515 ГК, необходимо учитывать следующее. Эти положения действовали и реально применялись в период действия Гражданского кодекса 1963 Статья 197 этого Кодекса формулировала общее разрешение на «уступку требования», если это не противоречит закону или договору. Есть ограничение (запрет) передачи требования могли устанавливаться только законом и договором. Но никто не отрицал силу изложенных правил Устава железных дорог. Положения нового Гражданского кодекса стали по этому поводу более категоричными. Прямо указывается (ч. ст. 512 ГК) на то, что кредитор в обязательстве не может быть заменен, если это

установлено договором или законом. Кроме того, в условиях формирования правового государства усиливается внимание к букве закона. Результатом этого может быть вывод о том, что приведенные положения Устава железных дорог, ограничивающих возможность уступки права, не должны применяться как такие, которые противоречат закону.

9. Уступка права не может вести к изменению содержания обязательства. Поэтому, когда, например, договором поставки предусмотрена выборка товаров покупателем, уступки возможно, поскольку содержание обязательства не меняется. Но при доставке товаров поставщиком уступки права на получение товаров меняет место исполнения, а потому оно допускается только при наличии согласия поставщика (должника).