1. Должник в обязательстве может быть заменен другим лицом (перевод долга) только с согласия кредитора, если иное не предусмотрено законом. (С изменениями, от 24.07.2009)
Комментарий:
1. Если сравнить ст. 512 и 520 ГК, то оказывается, что о замене кредитора в обязательстве законодатель достаточно тщательно определяет основания такой замены, а о замене должника не стал следовать той схеме, разработанная им о замене кредитора. Это крайне затрудняет понимание категории замены должника и перевод долга. В ст. 520 ГК перевод долга отождествляется с заменой должника, охватывает собой замену должника на всех основаниях, предусмотренных законом или договором. Итак, замена должника (перевод долга) может осуществляться на основании сделки, специально направлен на осуществление такой замены, на основании событий или действий, которые влекут правопреемство, а также на других основаниях, предусмотренных законом или договором.
2. Вместе с тем ст. 520 - 523 ГК, посвященные замене должника в обязательстве, не все распространяются на любую замену должника в обязательстве (перевод долга). Статья 520 ГК не распространяется на отношения, регулируемые ст. 1231 ГК (замена должника в связи со смертью должника, когда допускается наследование долга). Статья 521 ГК распространяется только на замену должника в обязательстве (перевод долга) на основании сделки. Такой вывод основывается на анализе ст. 513 ГК, на которую дается ссылка в ст. 521 ГК. Статьи 522 - 523 ГК распространяются на все виды замены должника в обязательстве (перевод долга) независимо от их оснований.
3. Замена должника в обязательстве (перевод долга) - это такая правовая конструкция, предусматривающая переход от первоначального должника к новому должнику обязательства (обязанности, которые составляют его содержание) и ответственности за его выполнение. Этим замена должника (перевод долга) отличается от возложении исполнения обязательства на третье лицо (ст. 528 ГК): при возложении исполнения обязательства на третье лицо ответственным перед кредитором остается должник. Лицо, на которое возложено выполнение согласно ст. 528 ГК, обязанностей перед кредитором не несет и перед ним не отвечает. Она отвечает только перед субъектом возложил на него исполнение, в соответствии с обязательством (иных правоотношений) между лицом, возложил исполнение на другое лицо, и этим лицом.
4. Гражданский кодекс не содержит определения долга. Ближе всего к нему понятия должника в части первой ст. 509 ГК понимается как лицо, обязанное совершить в пользу кредитора определенное действие или воздержаться от действий. Такое определение понятия должника дает основание утверждать, что долг в законодательстве понимается как обязанность, несет субъект в обязательстве на всех стадиях развития последнего, то есть с момента возникновения обязательства, в период, когда срок исполнения обязательства наступил, но не прошел, в период, когда срок исполнения истек, до момента прекращения обязательства.
5. Следует учитывать, что ст. 520 - 523 ГК не исключают силу специальных правил, которые установлены законом и предусматривают замену должника в обязательстве. В частности, основанием замены должника в обязательстве может быть правопреемство. Так, кредитор юридического лица, которое прекращается, может потребовать от него прекращения или досрочного исполнения обязательства (ч. 1 ст. 107 ГК). Но кредитор
может не следить за объявлениями о прекращении юридических лиц, не знать о прекращении юридического лица или по другим соображениям не предъявлять требование о досрочном исполнении или прекращении обязательства в связи с прекращением юридического лица-должника с правопреемством. Если в таком случае юридическое лицо-должник прекращается с правопреемством, имеет место замена должника
в обязательстве. Она наступает независимо от согласия кредитора. Замена должника в обязательстве связи с универсальным правопреемством имеет место при наследовании (ст. 1231 ГК) при предъявлении требования к наследникам в сроки, установленные ст. 1281 ГК.
6. Замена должника в обязательстве происходит в случаях сингулярного правопреемства. В случае изменения владельца вещи, переданной в наем, к новому собственнику переходят не только права, но и обязанности наймодателя (ч. 1 ст. 770 ГК). Такое же правило установлено ст. 814 ГК относительно жилья, переданного в аренду.
7. Что касается замены должника в обязательстве другим лицом (новым должником) на основании сделки в. 520 ГК запрещает делать это без согласия кредитора. Согласие может быть дана отдельно путем заявления должника в адрес кредитора в обязательстве. Такое заявление должно быть подписано кредитором (если кредитором является юридическое лицо, заявление должно быть подписано органом юридического лица и заверенная печатью, как это предусмотрено ч. 2 ст. 207 ГК). Согласие кредитора не является частью сделки по замене должника в обязательстве. Такой вывод следует из ст. 520 ГК. Однако в случаях, когда сделка подлежит нотариальному удостоверению и государственной регистрации, целесообразно было бы включить согласие кредитора к содержанию сделки и предоставить кредитору возможность подписать сделку. Тогда сделка не будет вызывать каких-либо возражений, поскольку он стал трехсторонним, волеизъявление всех трех сторон подтверждены подписями и заверенные нотариусом. Высший хозяйственный суд квалифицировал как перевод долга требует согласия кредитора (Фонда государственного имущества), заключения субъектом при
заботился объект в процессе приватизации на основании договора купли-продажи, договора об отчуждении этого объекта, поскольку отчуждатель по данному договору купли-продажи должен обязанности перед органом приватизации по ранее заключенному в процессе приватизации договору о внесении инвестиций в объект объект приватизации и его реконструкции. Поскольку договор об отчуждении объекта, ранее приобретенного в процессе приватизации, был заключен без согласия Фонда государственного имущества, этот договор был признан недействительным (Обзорное письмо Высшего арбитражного суда «О некоторых вопросах разрешения споров, связанных с функционированием рынка ценных бумаг» [ 397]).
8. Можно поставить под сомнение правила ч. 1 ст. 752 ГК, согласно которому передача приобретателем обязанностей по договору пожизненного содержания с согласия отчуждателя члену семьи приобретателя или другому лицу с их согласия возможно лишь при условии, что установлены этой статьей (невозможность дальнейшего исполнения физическим лицом обязанностей приобретателя по основаниям , которые имеют существенное значение). Но закона принадлежит соблюдать. Поэтому при отсутствии указанных условий не следует заключать сделку по замене должника (приобретателя), а надо расторгнуть ранее заключенный договор пожизненного содержания и заключить новый договор с участием нового должника (приобретателя). Отказ отчуждателя от передачи обязанностей приобретателя по договору пожизненного содержания может быть обжаловано в суд. Это - уникальная для отечественного гражданского права конструкция. Жалобу следует подавать в суд в форме искового заявления о признании права на передачу обязанностей приобретателя лицу, должна быть указана в исковом заявлении в качестве третьего лица на стороне истца без самостоятельных требований. Суд при решении дела принимает во внимание длительность выполнения договора и другие обстоятельства, имеющие существенное значение.
Но по общему правилу, следует из гражданского законодательства, кредитор по своему усмотрению решает вопрос о даче согласия на перевод долга. Поэтому отказ кредитора дать такое согласие может быть обжаловано в суде, но такой иск не может быть удовлетворен. Отсутствие согласия кредитора на перевод долга исключает совершение сделки по переводу долга, а заключенный в этом сделка подлежит признанию недействительным на основании ч. 1 ст. 215 и ч. 1 ст. 203 ГК.
9. Поскольку замена должника (перевод долга) допускается только при наличии согласия кредитора, в ст. 520 - 523 ГК не формулируются ограничения на замену должника (перевод долга).
10. Если заключение соглашения о переводе долга затрагивает активы налогоплательщика, находящихся в налоговом залоге, это допускается только с согласия соответствующего органа государственной налоговой службы (подпункт «б» п. 8.6.1 части 8.6 ст. 8 Закона «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами »[164]). При отсутствии такого согласия сделка по переводу долга должно признаваться недействительным на основании ч. 1 ст. 215 и ч. 1 ст. 203 ГК. При этом данное положение Закона «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» имеет квалифицироваться как такое, что определяет одновременно и норму налогового права, и нормы гражданского права.