1. Уплата (передача) неустойки не освобождает должника от исполнения своей обязанности в натуре.2. Уплата (передача) неустойки не лишает кредитора права на возмещение убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Комментарий:
1. Последовательно проводя принцип реального исполнения обязательств, законодатель отмечает на недопустимость одностороннего отказа от обязательства (ст. 525 ГК), признает, что уплата неустойки и возмещение убытков не освобождают должника от исполнения обязательства в натуре (ч. 1 ст. 552; ч. 1 ст. 622 ГК, ст. 234 ГК [42]).
2. Общее правило ч. 2 ст. 552 ГК не исключает специальных правил соотношения неустойки и убытков (возможности их одновременного взыскания), установленные ст. 624 ГК, ст. 232 ГК.
3. Законодательство не содержит достаточно определенных положений, которые бы устанавливали последний день, за который взимается пеня за просрочку исполнения обязательства, в том числе денежного. Рассуждая абстрактно, таковым могут быть день предъявления иска о понуждении к исполнению обязательства в натуре и взыскания пени, день вынесения судебного решения в таком деле, день вступления в законную силу, день возбуждения исполнительного производства, день фактического удовлетворения требования о выполнении обязательства Вязание в натуре. Проблема определения этого дня является единой для случаев взыскания пени, процентов, в том числе предусмотренных ст. 625 ГК, сумм индексации задолженности по денежному обязательству и убытков. Она должна решаться с учетом того, что действующее законодательство Украины не дает основания для вывода о том, что обязательства (основное и дополнительное) прекращаются до того, как основное обязательство будет выполнено в натуре. Итак, пеня может начисляться за весь период до дня прекращения обеспечиваемого им обязательства. Таким днем является день фактического исполнения указанного обязательства, в том числе и в случае его принудительного исполнения на основании решения суда органом Государственной исполнительной службы. Включая по сей день начисляется пеня. Это, конечно, усложняет отношения сторон. После вынесения решения суда о принуждении к исполнению обязательства в натуре и взыскания пени возможно предъявление иска о взыскании пени за период до дня фактического исполнения обеспеченного пеней обязательства, увеличивает продолжительность спора. Но оснований для иного вывода закон не дает.
4. Распространена заблуждение, согласно которой исковая давность по требованиям о взыскании пени исчисляется со дня, когда кредитор впервые узнал или должен был узнать о нарушении должником обязательства. Поэтому иногда считают, что, например, при окончании срока оплаты поставленного товара С июня исковая давность по требованию о взыскании пени начинает свой ход с С июня и сбегает ЗО декабря в (ст. 253 ГК). Такой способ исчисления пени встречается иногда даже в судебных решениях. Между тем, согласно ст. 253 ГК исковая давность по иску о взыскании пени исчисляется за каждый день, за который начисляется пеня, отдельно. Такова природа пени: она начисляется за каждый день. И право на иск о взыскании пени за каждый отдельный день возникает ежедневно на соответствующую сумму, а исковая давность исчисляется с этого дня, то есть со дня, когда кредитор узнал или должен был узнать о нарушении права. Учитывая это, Высший арбитражный суд разъяснял, что исковой давности следует исчислять по каждому дню, за который начислена пеня, отдельно (п. 11 разъяснения «О некоторых вопросах применения исковой давности при решении хозяйственных споров» [388]). Стянув пеню за первые шесть месяцев просрочки исполнения денежного или иного обязательства, кредитор не лишен права начислить и взыскать пеню за следующие периоды про-строчки исполнения обязательства. В хозяйственных обязательствах это невозможно, поскольку начисление штрафных санкций за просрочку исполнения обязательства, если иное не установлено законом или договором, прекращается через шесть месяцев со дня, когда обязательство должно быть выполнено (ч. 6 ст. 232 ГК ).