В связи с частыми изменениями в законодательстве, информация на данной странице может устареть быстрее, чем мы успеваем ее обновлять!
Eсли Вы хотите найти правильное решение именно своей проблемы, задайте вопрос нашим юристам прямо сейчас.

1. Залогодателем может быть должник или третье лицо (имущественный поручитель).

2. Залогодателем может быть собственник вещи или лицо, которому принадлежит имущественное право, а также лицо, которому собственник вещи или лицо, которому принадлежит имущественное право, передали вещь или имущественное право с правом их залога.

3. Залог права на чужую вещь осуществляется по согласию собственника этой вещи, если для отчуждения этого права согласно договору или закону требуется согласие собственника.



Комментарий:

1. Сторонами договора залога могут быть граждане, юридические лица и государство (часть первая ст. 11 Закона «О залоге»). Автономная Республика Крым, территориальные общины также могут быть стороной договора залога. Отсутствие указания в Законе «О залоге» на возможность участия территориальных общин в договоре залога обусловлена исключительно тем, что на момент принятия Закона «О залоге»

не существовало такого субъекта гражданского права, как территориальная община. Однако, при установлении перечня сторон договора залога в ст. 11 Закона «О залоге» по-конодавець называет всех субъектов гражданского права, которые существовали в то время. Стороны договора залога имеют специфическое наименование - залогодержатель (кредитор) и залогодатель (должник).

2. Более широким (родовым) понятием к понятию залогодержателя как видового есть категория обременителя, впервые введена в нормативный оборот и широко используется в Законе «Об обеспечении требований кредиторов и регистрации обременений» [207]. Все положения настоящего Закона и других нормативно-правовых актов, касающихся обременит теля в правоотношениях по обеспечительного обременения,

распространяются и на залогодержателей движимого имущества, если иное не установлено спе-социальными правилами соответствующего уровня.

3. По общему правилу, субъекты гражданского права имеют право заключать договоры залога и как залогодателя, и как залогодержатели. Юридические лица вправе заключать договоры залога имущества, если это не противоречит их специальной гражданской правоспособности. В отдельных случаях в законодательстве предусматриваются специальные правила, запрещающие юридическим лицам заключать договоры о залоге своего имущества.

В частности, такой запрет установлен для благотворительных организаций (ст. 19 Закона «О благотворительности и благотворительных организациях» [116]).

4. Залогодателем в залоговом обязательстве обычно должник, обязанности которого в основном обязательстве обеспечивается залогом. Залогодателем может быть и третье лицо, которое получило наименование имущественного поручителя. Гражданское законодательство

безразлично относительно того, какими мотивами руководствовалась третье лицо при заключении договора залога как залогодатель - имущественный поручитель. Даже признание недействительным договора между должником и имущественным поручителем, на основании которого имущественный поручитель заключил договор залога, не является основанием для признания договора залога недействительным, поскольку по-милка в мотивах сделки не является основанием для признания его недействительным (ч. 1 ст. 229 ГК ). Если имущественное поручительство предоставляется субъектом предпринимательской деятельности за плату, не должны соблюдаться требования Закона «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг» [177] к субъектам, которые предоставляют финансовые услуги,

поскольку имущественное поручительство не является разновидностью поручительства. Верховный Суд Украины в постановлении в одном из дел отметил, что имущественное поручительство не является комплексным институтом, в который входят нормы о поручительстве и залог. Итак, правила о поручительстве (гражданско-правовые и публично-правовые) на имущественное поручительство не распространяются.

5. Имущественный поручитель не является стороной в обеспечиваемому залогом обязательстве, не является он и поручителем в понимании ст, 553 - 559 ГК, поэтому его обязательства перед залогодержателем не могут превышать сумму, вырученную от реализации заложенного имущества (п. 4 разъяснения Высшего арбитражного суда «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с применением Закона Украины« О залоге »[396]). Каких-либо исключений в этом законодательство не устанавливает. Но на основании договора имущественный поручитель может принять на себя перед залогодержателем ответственность и в большем размере. В таком случае к договору залога должны быть включены условия о поручительстве (обычную, а не имущественный), хотя более целесообразным было бы заключение отдельного договора поручительства.

6. Употребление термина «имущественное поручительство» не дает основания для вывода о том, что к залогового обязательства с участием имущественного поручителя следует применять нормы, регулирующие отношения поручительства (в частности, ст. 553 - 559 ГК). Не следует также считать, что заключение договора залога имущественным поручителем возможно только после того, как он подписал договор поручительства. Напротив, заключение договора поручительства, а затем договора залога, которым будут обеспечиваться обязательства поручителя по договору поручительства, может повлечь для кредитора (залогодержателя) неблагоприятные имущественные последствия. Дело в том, что договором залога с участием имущественного поручителя непосредственно обеспечивается основное обязательство. Основное обязательство может обеспечиваться одновременно и поручительством, и имущественным поручительством (договору залога с участием имущественного поручителя). Это создает для кредитора (залогодержателя) более широкие возможности для обеспечения его права (он может обратить взыскание на заложенное имущество, а при недостаточности заложенного имущества для удовлетворения своего требования залогодержатель может предъявить к поручителю требование, основанное на договоре поручительства). Однако возможен и такой вариант, при котором на обеспечение основного обязательства заключается договор поручительства, а договор залога заключается в обеспечение исполнения

обязательства поручительства. Такой вариант включает в себя большую опасность для кредитора через ограниченные сроки действия поручительства (ст. 559 ГК). Как правило, кредитор должен избегать таких вариантов, если бы третье лицо заключала договор поручительства на выполнение основного обязательства, затем - договор залога, которым обеспечивалась бы поручительство.

7. Залогодателем, как правило, является собственник имущества. Предметом рассмотрения в арбитражном суде было дело о признании недействительным договора залога. По этому договору в залог была передана сельскохозяйственная техника. Упомянутая техника была получена залогодателем по договору лизинга, которым предусмотрено, что право собственности к лизингополучателю на предмет лизинга переходит после оплаты его стоимости и внесения

всех других лизинговых платежей с момента подписания акта перехода права собственности. При отсутствии доказательств перехода права собственности на сельскохозяйственную технику суд пришел к выводу о том, что залогодатель не является собственником предмета залога, а потому договор залога был признан недействительным. Кассационный суд оставил в силе решение суда первой инстанции (п. 5 Обзорное письмо «О практике решения отдельных споров, связанных с обеспечением выполнения обязательств» [398]).

В ст. 11 Закона «О залоге» [64] подчеркивается, что залогодателем может быть только собственник, имеет право отчуждать заложенное имущество на основаниях, предусмотренных законодательством. Случаи ограничения прав собственников на отчуждение имущества редкость. Они установлены, в частности, ст. 11 Закона «О залоге», ч. 8 ст. 27 Закона «О приватизации государственного имущества» [110]. Ограничения на отчуждение имущества, вытекающие из правила о том, что приобретение права собственности на определенные виды имущества производится с соблюдением специального порядка, не может препятствовать заключению договора залога этого имущества.

8. Залогодателем может быть лицо, которому собственник передал имущество и право залога на него. При заключении договора залога на основании доверенности представитель действует от имени доверителя. Итак, стороной договора залога (залогодателем) есть в таком случае представитель, действующий на основании доверенности, а доверитель, от имени которого действует представитель. При передаче собственником права залога другому лицу, это последняя приобретает право от собственного имени заключать договор залога имущества, переданного ей собственником во владение.

9. Залогодателя могут быть юридические лица, в том числе частные предприятия, предприятия, основанные на коллективной собственности, иные юридические лица, в том числе неприбыльные (по установленным исключением).

Государственные коммерческие предприятия вправе передавать в залог только то имущество, которое не принадлежит к основным фондам. Остальные имущества такие предприятия вправе передавать в залог лишь по предварительному согласию органа, к сфере управления которого эти предприятия входят (ч. 2 ст. 75 ГК [42]). В силу ч. 9 ст. 78 ГК это правило распространяется на коммунальные коммерческие предприятия.

Казенные предприятия (даже при наличии согласия соответствующего государственного органа) не имеют права передавать в ипотеку любое имущество, принадлежащее им на праве оперативного управления. Это правило в силу ч. 9 ст. 78 ГК распространяется и на коммунальные некоммерческие предприятия. Оно распространяется и на бюджетные учреждения, поскольку в залог (ипотеку) может передаваться только имущество, принадлежащее залогодателю на праве собственности или хозяйственного ведения.

Не исключается передача в залог недвижимого и движимого имущества, принадлежащего указанным выше юридическим лицам на праве оперативного управления, непосредственно собственником - государством, Автономной Республикой Крым, территориальными общинами, если закон и учредительные документы соответствующего юридического лица не исключают изъятия имущества у юридического лица.

10. Сделки залога имущества юридических лиц совершают их органы (ст. 92 ГК). Как правило, закон не препятствует тому, чтобы право так называемых органов управления предприятий и других юридических лиц (органов юридических лиц) на заключение договоров залога ограничивалось их уставами. Имеется в виду, что право принятия решения о заключении таких договоров (и даже их подписания) уставом может быть оставлено за учредителем (собственником) частного предприятия, собранием учредителей (участников, акционеров, членов) предприятия или другого юридического лица, является корпоративным образованием, и соответствующими должностными лицами. Но ограничения уставами юридических лиц, полномочия их органов заключать договоры залога должно быть внесено в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц - предпринимателей (ч. 2 ст. 17 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей» [192]) .

11. Открытые акционерные общества, созданные в процессе корпоратизации, в соответствии с законодательством не должны признаваться действующими на основании государственной или кому-то коммунальной собственности. Однако законодатель не лишен права устанавливать особенности осуществления их дееспособности при заключении договоров залога имущества, принадлежащего им на праве собственности. С учетом этого в части четвертой ст. 11 Закона «О залоге» предусмотрено, что такие открытые акционерные общества, если все их акции находятся в государственной или коммунальной собственности, осуществляют залог имущества по согласованию с учредителем этого общества. С момента принятия решения о приватизации открытого акционерного

общества, созданного в процессе приватизации, и к первому собранию акционеров залог их имущества осуществляется с разрешения соответствующего органа приватизации.