В связи с частыми изменениями в законодательстве, информация на данной странице может устареть быстрее, чем мы успеваем ее обновлять!
Eсли Вы хотите найти правильное решение именно своей проблемы, задайте вопрос нашим юристам прямо сейчас.

1. В случае невыполнения должником обязанности передать кредитору в собственность или в пользование вещь, определенную индивидуальными признаками, кредитор имеет право истребовать эту вещь у должника и требовать ее передачи соответственно условиям

обязательства.

2. Кредитор теряет право на истребование у должника вещи, определенной индивидуальную признаками, в случае, если эта вещь уже передана третьему лицу в собственность или в пользование.

Если вещь, определенная индивидуальными признаками, еще не передана, преимущественное право на ее получение имеет тот из кредиторов, обязательство в пользу которого возникло раньше, а если это невозможно определить, - кредитор, который первым предъявил иск.



Комментарий:

1. Содержание Гражданского кодекса, в частности, ст. 526, ч. 1 ст. 622 ГК, дает основания для вывода о том, что в этом Кодексе проводится принцип реального исполнения обязательства. Часть 1 ст. 620 ГК конкретизирует этот принцип по обязательства передать кредитору в собственность или пользование индивидуально определенную вещь. Если должник не выполняет такое обязательство, кредитор вправе предъявить иск о при

мушення должника к исполнению обязательства в натуре, т.е. до передачи вещи, являющейся предметом обязательства, согласно условиям договора.

2. Правило ч. 1 ст. 620 ГК применяется по аналогии и к случаям, когда обязанность передать вещь кредитору должник обязан исполнить в связи с прекращением договора, на основании которого индивидуально определенную вещь была передана должнику в пользование и владение на срок, если нормами соответствующего правового института или договором такая обязанность стороны, получили вещь на указанных условиях, не установлено специально.

3. В случаях, на которые распространяется действие ст. 620 ГК, предъявление виндикационного иска (ст. 388 ГК) было бы неправильным.

4. Установка ч. 1 ст. 620 ГК правила о возможности принуждения должника к исполнению в натуре обязанности передать кредитору индивидуально определенную вещь не может быть основанием для вывода о том, что должник не может быть принужден к исполнению в натуре обязанности передать вещи, определенные родовыми признаками. Это возможно на основании ст. 525, 526 ГК.

5. Часть 2 ст. 620 ГК соглашается с некоторыми положениями нового гражданского законодательства Украины (имеются в виду ст. 330 ГК и ст. 10 Закона «Об обеспечении требований кредиторов и регистрации обременений» [167]), нарушающих порядок, который сложился на протяжении длительного времени в правотворчестве и правоприменении и который исходил из того, что заключение лицом договора, нарушает условия ранее

заключенного этим же лицом договора, и права, соответствующие этим условиям, является по-движению актов гражданского законодательства (в частности, ст. 629 ГК, признает условия до-говоров обязательными для исполнения), а потому является основанием для признания недействительными договоров , делающие невозможным ранее заключенного договора, в соответствии с ч. 1 ст. 215 и ч. 1 ст. 203 ГК. Специальные правила ч. 2 ст. 620 ГК при определенных условиях

исключают признания таких договоров недействительными и устанавливают преимущества для на-бувачив индивидуально определенного имущества по следующим критериям: 1) если в отношении вещи заключено несколько договоров, предпочтение отдается тому из приобретателей, которому вещь уже передана в собственность или в пользование, 2) только в случаях, если дело не передано ни одному из получателей, преимущество на получение вещи имеет тот из приобретателей, договор в пользу которого заключен ранее, 3) если невозможно определить, в пользу какого из приобретателей обязательство возникло раньше, право на получение вещи имеет тот из них , который первым предъявил иск.

6. Применение ч. 2 ст. 620 ГК к недвижимому имуществу являются обычно невозможно, поскольку нотариальное удостоверение договора возможно при условии представления документов, под-подтверждают право собственности и справки-характеристики бюро технической инвентаризации (пп. 61 - 63 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий нотариусами Украины [434]) . Однако не исключается, что деструктивные элементы, заложенные в ч. 2 ст. 620 ГК, будут использованы в определенных случаях (например, владелец может заявить о потере правоустанавливающих документов, получить их дубликат, а позже на основании якобы утраченного документа предпримет попытку повторного отчуждения недвижимого имущества (в случае справки-характеристики, то она может быть получена повторно, если приобретатель недвижимого имущества не успел зарегистрировать право на него в бюро технической инвентаризации)). Это побуждает получателей недвижимого имущества быть крайне осторожными при заключении соответствующих договоров.

7. Усилению неопределенности в гражданском обороте способствует и Закон «Об обеспечении требований кредиторов и регистрации обременений». Этим Законом введена правовая конструкция обременения. В принципе, в этом не было никакой необходимости, потому что до этого любая сделка, нарушающая гражданские права любого лица, подлежал признанию недействительным как противоречащий актам гражданского законодательства. В других случаях уста-вались правила о сохранении права пользования имуществом или иного вещного права в случае перехода права собственности на него. Таким образом обеспечивалась стабильность в гражданско-правовых отношениях. С введением в действие названного Закона обеспечительные

права на движимое имущество (залог, удержание, обязанность передать имущество в виде неустойки), другие договорные обременения движимого имущества (передача имущества поверенному или комиссионеру, передачи имущества в аренду, управление; передачи имущества по договору купли-продажи с правом или обязательства " язанням обратного выкупа; передачи имущества по договору купли-продажи с сохранением до наступления соответствующих обстоятельств права собственности за продавцом; обязательства передать имущество утяжелители при условии наступления определенного события в будущем; уступки требования и т.п.) вступают в силу для третьих лиц только при условии регистрации таких обременений в Государственном реестре обременений движимого имущества. Можно было бы сделать вывод о возможности оспаривания сделок, нарушающих права человека на соответствующее имущество, которые (права) возникли раньше, поскольку ранее заключенный сделка не действует для третьих лиц, но действует для его сторон. Но часть первая ст. 10 Закона «Об обеспечении требований кредиторов и регистрации обременений» устанавливает, что «в случае отчуждения движимого имущества должником, не имел права его отчуждать, лицо, которое приобрело это имущество по возмездному договору, считается его добросовестным приобретателем согласно статье 388 Гражданского кодекса Украины при отсутствии в Государственном реестре обременений движимого имущества сведений об обременении этого движимого имущества. Добросовестный приобретатель приобретает право собственности на такое движимое имущество без обременений ». Подобное правило установлено частью второй этой же статьи о передаче движимого имущества должником в обеспечение его обязательств: «При передаче движимого имущества в обеспечение должником, не имел на это права, такое обеспечение является действительным, если в Государственном реестре нет сведений о предыдущем обременение соответствующего движимого имущества ».

Единственное, что законодатель оставляет за кредитором, не зарегистрировал обременения, заключается в предоставлении ему права требовать возмещения убытков, причиненных нарушением его незарегистрированного в Государственном реестре права (часть третья той же статьи Закона).

8. Внесение некоторой нестабильности в гражданский оборот статьей 620 ГК значительно об-межуеться ч. 5 ст. 226 ГК [31], которая признает кредитором стороной право требовать отобрания у обязанной стороны индивидуально определенной вещи (вещей), обязательства по передаче которой эта сторона нарушила, или требовать возмещения убытков. Но и в отношении хозяйственных обязательств действуют положения Закона «Об обеспечении требований кредиторов и регистрации обременений» [167], не допускающих распространения обременений движимого имущества на третьих лиц, если такие обременения не зарегистрированы в Государственном реестре. Поэтому ч. 5 ст. 226 ГК [31] применяется только в части, в которой она не противоречит названному Закону.