1. Договором дарения может быть установлена обязанность одаряемого совершить определенное действие имущественного характера в пользу третьего лица или воздержаться от его совершения (передать денежную сумму или другое имущество в собственность, выплачиватьденежную ренту, предоставить право пожизненного пользования даром или его частью, не предъявлять требований к третьему лицу о выселении и т.п.).
2. Даритель имеет право требовать от одаряемого выполнения возложенной на него обязанности в пользу третьего лица.
В случае смерти дарителя, объявления его умершим, признания безвестно отсутствующим или недееспособным исполнения обязанности в пользу третьего лица имеет право требовать от одаряемого лицо, в пользу которого установлена эта обязанность.
Комментарий:
1. Статус третьего лица, в пользу которого одаряемый обязан совершить определенное действие имущественного характера либо воздержаться от его совершения, соответствует статусу третьего лица в обязательстве (ст. 511 ГК). Это лицо действительно имеет в рамках обязательства ни прав, ни обязанностей. Однако, фактически из обязательства она получает определенные имущественные блага. Только в случае смерти дарителя, объявления его умершим, признания безвестно или недееспособным третье лицо приобретает статус стороны в обязательстве и в силу этого получает право требовать от одаряемого совершения в пользу определенных действий имущественного характера или воздержание от действий.
2. Статья 725 ГК исходит из того, что правоотношения, возникающие на основании договора дарения, не могут быть сведены к одному обязательства дарителя перед одаряемым, которое исчерпывается передачей дара одаряемому. В силу договора дарения на стороне одаряемого также возникает обязательство, о содержании которого говорится, в частности, в этой статье. Это обязательство включает в себя право дарителя как кредитора требовать от одаряемого совершения определенных действий в пользу третьего лица или воздержание от действий.