1. Перевозчик за непредоставление транспортного средства для перевозки груза, а отправитель за непредоставление груза или неиспользование предоставленного транспортного средства по другим причинам несут ответственность, установленную договором, если иноене установлено транспортными кодексами (уставами).
2. Перевозчик и отправитель груза освобождаются от ответственности, если непредоставление транспортного средства или неиспользование предоставленного транспортного средства произошло не по их вине, в частности в случае прекращения (ограничения) перевозки
груза в определенных направлениях, установленного в случаях и порядке, предусмотренных транспортными кодексами (уставами).
Комментарий:
1. Ответственность за непредоставление транспортного средства для перевозки груза, за непредоставление груза или неиспользование транспортного средства по другим причинам может устанавливаться договором об организации морских перевозок и специальным до-говором (ч. 4 ст. 307 ГК).
2. На железнодорожном транспорте ответственность за нарушения, о которых говорится в ч. 1 ст. 921 ГК, установленная ст. 106 - 108 СЗУ на основании ч. 1 ст. 23 Закона «О железнодорожном транспорте». Эта ответственность установлена в виде штрафа, устанавливается в процентах от ставки суточной платы за пользование вагонами. При этом устанавливается дополнительный штраф за необеспечение загрузки маршрута.
Железная и отправитель несут ответственность за невыполнение обязательств по над плановых и внеплановых перевозок грузов по заявлениям отправителя, принятыми по-лезных. Железная несет ответственность не только за невыполнение плана перевозок, но и за невыполнение обязательства по недогрузки и невыполнение плана перевозок предыдущего месяца. Грузоотправитель несет ответственность за невыполнение плана перевозок на железных дорогах назначения.
3. Положение об основаниях освобождения от ответственности, установленное ч. 2 ст. 921 ГК, соответствует общему принципу ответственности при наличии вины (ст. 614, 617 ГК). С ч. 2 ст. 921 ГК следует, что законодатель считает, что вина лица отсутствует в случае прекращения (ограничения) перевозки груза в определенных направлениях, установленного в случаях и порядке, предусмотренных транспортными кодексами (уставами), т.е. признает такие обстоятельства разновидностью непреодолимой силы. Основания и порядок установления запрета приема груза к перевозке в определенных направлениях предусмотренные ч. 1 ст. 130 КТМ [23], в. 29 СЗУ [278].
4. Общее правило ч. 2 ст. 921 ГК не подлежит применению при наличии специальных правил, предусмотренных законом. Часть первая ст. 23 Закона «О железнодорожном транспорте» [77] устанавливает, что стороны долгосрочных договоров перевозок отвечают за неполное или несвоевременное представление вагонов и контейнеров и по неопределенности использования предоставленных транспортных средств в соответствии с Уставом железных дорог. Статьи 107 и 108 СЗУ, устанавливающие основания освобождения от ответственности, несколько конкретизируют принцип вины, а иногда выходят за пределы принципа вины, но подлежат применению, поскольку свое правовое основание имеют в ст. 23 Закона «О железнодорожном транспорте».