В общетеоретической литературе под функциями права понимают направления правового воздействия, который выражает роль права в организации (упорядочении) общественных отношений. При этом в специальных юридических функций, в частности, относят: регулятивные функции, охранные функции1. Безусловно, что гражданскому праву также присущи перечисленные функции, но с определенными особенностями.
В цивилистической литературе относительно функций права нет устоявшихся взглядов. Иногда они вообще не рассматриваются как необходимый атрибут для характеристики понятия гражданского права как отрасли права2. Такая недооценка функционального назначения гражданского права обусловлена тем, что функции гражданского права, в отличие от предмета, метода, принципов, не находят своего реального выражения в законодательстве, в конкретных правовых нормах. Понятно, что сам предмет, метод и принципы в первую очередь определяют специфику гражданско-правового регулирования. Однако в конце концов эти категории в своей совокупности в определенном соотношении и своим свойствам образуют некий механизм, призванный обеспечить реализацию возложенной на гражданское право соответствующего праворегу-щего назначения. Другими словами, метод и принципы гражданского права являются внутренне присущими правовой норме регуляторами, направленными на обеспечение определенного правового результата. Так что можно согласиться с утверждением, что функции правовой отрасли отражают внешние свойства предусмотренной в системе соответствующих нормативных актов области гражданского права3. Поэтому основными такими свойствами гражданско-правовых норм обязательно должны быть их регулятивная и охранительная функции, которые и олицетворяют в своей совокупности с возможными другими функциями кардинальные направления в урегулировании гражданско-правовых отношений, а не цели или задачи, поставленные перед гражданским правом, как об этом иногда утверждается в литератури1. Цели и задачи гражданского права - это в определенной степени результат, на достижение которого должно быть направлено урегулирования общественных отношений.
С учетом вышеизложенного функции гражданского права можно определить как соответствующие направления воздействия гражданско-правовых норм на урегулированы ними имущественные и личные неимущественные отношения, направленные на достижение поставленных перед данной отраслью права целей и задач. Приведенное определение не является нормативным, а затем в литературе приводятся и другие определения, среди которых в последнее время есть и такие:
а) функции гражданского права - это определенные направления влияния гражданско-правовых норм, обусловленные содержанием общественных отношений, они включены в предмет гражданско-правового регулювання2;
б) функции гражданского права - это специфические направления правового регулирования имущественных и личных неимущественных отношений в процессе решения поставленных перед ним завдань3, выражающие его социальное назначение;
в) функции гражданского права - это обусловленные предметом и обеспечиваемыми законодательством целями правовой отрасли определенные направления гражданско-правового воздействия на имущественные или личные неимущественные отношения, а также на поведение участников этих видносин4;
г) функции гражданского права - это определенные направления влияния гражданско-правовых норм, обусловленные спецификой его предмета, метода и поставленных перед ним задач (целей) 5.
Все приведенные определения содержат одинаковое и, на наш взгляд, правильную оценку функций гражданского права, хотя и имеют определенные редакционные расхождения. В литературе, однако, определяется по-разному круг конкретных функций гражданского права. Вместе с тем все исследователи, которые считают целесообразным характеризовать отраслевую самостоятельность гражданского права с помощью категорий его функций, едины, как правило, в том, что гражданскому праву присущи регулятивная, охранная и превентивная функции, с чем можно согласится.
Регулятивная функция гражданского права заключается в урегулировании гражданско-правовых отношений прежде всего в их нормальном, желательном для их участников состоянии. Это осуществляется путем установления оснований возникновения права собственности, объема полномочий собственника, порядка использования имущества субъектами предпринимательской деятельности, порядка использования объектов интеллектуальной собственности, пределов осуществления права собственности, порядка заключения и исполнения сделок (сделок), наследования имущества и т. п.. В таком случае осуществляется так называемое позитивное регулирование положительных гражданских отношений. Соблюдение участниками ци-свободных отношений правил позитивного регулирования дает им возможность самостоятельно совершать позитивные действия, воздерживаться от негативных действий (бездействия), достигать максимально эффективного результата, а в конце способствует эффективному экономическом обороте, распределению и использованию гражданами материальных благ, соблюдению всеми членами общества личных неимущественных прав их носителей.
Однако регулятивная функция гражданского права не сводится к нормативному упорядочению гражданского оборота. Конструкция гражданско-правовых норм, особенно в сфере договорных обязательств, создает их участникам предпосылки для локального самоерегулюеання отношений, возникающих между ними. Менее активна регулятивная функция в сфере личных неимущественных отношений, не связанных с имущественными, ведь нормы гражданского права в основном закрепляют правовой режим их объектов, то есть личных неимущественных прав. Действительно, ни честь, ни достоинство нельзя регулировать, такие личные блага естественно присущи человеку. Поэтому гражданско-правовые нормы скорее не регулируют отношения по указанным нематериальных благ, а юридическое признают их принадлежность соответствующем субъекте в статическом моменте и обеспечивают защиту в случае их нарушения.
Таким образом, как нормативное регулирование, так и локальное саморегулирования отражают регулятивную функцию гражданского права преимущественно в пределах правомерной деятельности субъектов гражданско-правовых отношений.
Охранительная функция гражданского права призвана оберегать субъективные имущественные и личные неимущественные права лица от посягательств всех лиц и обеспечивать принудительный защиту от их нарушения. Однако в юридической литературе, как правило, охранная функция рассматривается как что только обеспечивает защиту нарушенного субъективного права1. При таком подходе охранная функция вроде должна реализовываться только после нарушения субъективного права, является ее узким толкованием. Поэтому при определении содержания охранительной функции гражданского права необходимо учитывать сложившуюся в юридической науке мнению о соотношении понятий "правовая охрана" и "правовая защита".
его суть заключается в том, что правовая охрана является более широким понятием по сравнению с правовой защитой, и последнее может охватываться первым. Есть правовая охрана может охватывать весь комплекс средств, обеспечивающих реализацию закрепленных правовыми нормами субъективных прав как в их позитивном состоянии, так и в случае нарушения. Однако те средства, которые применяются в случае нарушения субъективных прав, образуют комплекс средств их защиты, а нормы, их предусматривают, является "защитными нормами активного действия" 2. В таком подходе к данной проблеме есть определенная логика, ведь регулятивные нормы не только регулируют гражданско-правовые отношения в их положительном состоянии до нарушения, но и одновременно охраняют права участников этих отношений. Это собственно следует из конституционных положений. Так, согласно ст. 4 Конституции Украины "право частной собственности является нерушимым". Эта норма хоть и является регулятивной по отношений собственника со всеми другими лицами, но она также призвана охранять права собственника от посягательств третьих лиц. Такова аналогичная ст. 317 нового ГК Украины.
Важную роль играет также превентивная (воспитательная, предупредительно-воспитательная) функция, которая призвана стимулировать позитивные отношения и не допускать возникновения отрицательных отношений, которые приводили к нарушению гражданских имущественных и личных неимущественных прав. Уже само закрепление в гражданско-правовых нормах положений о гражданской ответственности и другие возможные негативные для нарушителя имущественные последствия, способно давать предупредительно-воспитательный эффект, а именно - воздерживаться в своем поведении от действий, которые могут привести к нарушению прав других лиц, совершенствовать технологии и технику для повышения безопасности их использования. При этом воспитательный эффект имеют не только те нормы, которые рассчитаны на фактическое нарушение субъективных гражданских прав, но и те, которые содержат запретительные предписания.
В юридической литературе можно встретить ссылки на присущие гражданскому праву компенсационной функции. На наш взгляд, за / лина потерь кредитора другими имущественными благами, считается компенсацией, является составной частью общей охранной функции, а потому не дает достаточных оснований для обязательного выделения самостоятельной и полноценной компенсационной функции.