Субъектами исполнения обязательства является кредитор и должник. Обычно они являются теми лицами, между которыми происходит выполнение обязательства. Это непосредственно вытекает из определения обязательства, закрепленного ст. 151 УССР, ст. 511 ГК Украины: одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) соответствующее действие. Согласно ст. 529 ГК Украины обязательство должно быть исполнено должником кредитору. Если иное не предусмотрено соглашением сторон или не вытекает из обычаев делового оборота или существа обязательства, каждая из сторон имеет право требовать доказательств того, что исполнение обязательства предоставляется самим должником, принимается самим кредитором или уполномоченным на это лицом, и несет риск последствий незаявление такого требования. В некоторых случаях характер и качество выполнения определенных обязательств зависят от личных свойств должника. Так, с личностью автора, с которым заключен договор литературного заказа на художественной или литературное произведение, связывается и исполнение обязательства. Необходимость личного исполнения может вытекать не только из существа обязательства, но и с непосредственной договоренности сторон или в силу прямого указания закона. Так, согласно п. 1 ст. 1024 ГК Украины поверенный по договору поручения должен выполнить данное ему поручение лично. Он вправе передать исполнение поручения другому лицу (заместителю), если это предусмотрено договором или если поверенный вынужден к этому обстоятельствами в целях охраны интересов доверителя. При таких обстоятельствах необходимым условием надлежащего исполнения обязательства признается выполнение его лично должником. Это правило распространяется на случаи, когда это:
1) предусмотрено законом;
2) установлено соглашением сторон;
3) вытекает из существа обязательства.
Однако, по общему правилу, исполнение обязательства лично должником не влияет ни на характер, ни на качество выполнения обязательства. Для кредитора обычно не имеет значения, он получает деньги или иное имущество непосредственно от должника или от другого лица, действующего по его поручению.
Именно в таких случаях рассчитан институт передоверия исполнения обязательства третьему лицу, предусмотренное ст. 164 ГК УССР, ст. 568 ГК Украины. Должник может возложить исполнение обязанности, лежащий на нем, на третье лицо (передоверие обязательства), а кредитор имеет право поручить третьему лицу право принять исполнение (переадресация исполнения). Однако этот институт может применяться при ст. якщо такое переадресации или передоверия предусмотрено непосредственно установленным правилам или,
если третье лицо административное подчинена той стороне, которая применяет возложение своих обязанностей или передачу своих прав на третье лицо;
или если третье лицо связано с одной из сторон соответствующего обязательства договором.
В отличие от ГК УССР, в новом ГК Украины (ст. 530) содержится общее правило о возложении исполнения обязательства на третье лицо без указания случаев, когда оно допускается, с одним лишь ограничением: если из закона, иных правовых актов, из условий договора, его сути не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично. В этом случае кредитор должен принять выполнение, предложенное за должника третьим лицом.
Вместе с тем следует подчеркнуть, что ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства в случаях возложения соответствующих прав или обязанностей на другую (третью) лицо несет та сторона, которая является участником договора, если законодательством не предусмотрено, что эта ответственность возлагается непосредственно на исполнителя.
От передоверия и переадресации следует отличать замену лиц в обязательстве. Если при передоверия должник остается субъектом обязательства и соответственно несет ответственность за действия назначенного им исполнителя, при переадресовки исполнения кредитор также остается субъектом исполнения, и поэтому назначенное им третье лицо претензий к должнику предъявить не может.
Замена лиц в обязательстве связана с тем, что предыдущие участники обязательств выбывающих из этих отношений, а их права и обязанности в полном объеме переходят к субъектам, которые их заменяют. Замена лиц в обязательстве может принимать форму замены кредитора или замены должника.
Замена кредитора - это уступка кредитором своих прав требования по обязательству другому лицу. Она называется цессии. Кредитор, уступающий свое право требования по обязательству третьему лицу, называется цедентом, а лицо, которому кредитор уступает свое право требования по обязательствам, - цессионарием. Для цессии (уступки требования) необходима соглашение между старым и новым кредитором, то есть между цедентом и цессионарием. Согласия должника на осуществление цессии не требуется, поскольку она, как правило, ни в коей мере не ухудшает его положение. Действительно, для должника не имеет значения, кому передавать выполнение обязательства - старому или новому кредитору. Если в связи с цессией (заменой кредитора) необходимы дополнительные расходы должника для исполнения, эти расходы относятся на счет кредитора. Кроме того, на основании ст. 200 ГК УССР, ст. 520 ГК Украины должник сохраняет все возражения против нового кредитора, которые он мог противопоставить предыдущем кредитору. Так, если продавец продал вещь покупателю, а затем передал свои права требования третьему лицу (произошла замена кредитора - цессия), поку-пець сохраняет соответствующие права, принадлежащие ему в договоре купли-продажи по новому участника этих отношений. В условиях, когда покупатель найдет в приобретенной вещи дефекты, он имеет право ссылаться на них при расчетах с новым участником договора купли-продажи - цессионарием. Однако, как при уступке требования согласия должника не требуется, старый кредитор (цедент) обязан уведомить должника о цессию, состоявшейся, а также передать документы, удостоверяющие право требования, новому кредитору (цессионарию). Иначе согласно ст. 199 ГК УССР должник может исполнить обязательство старому кредитору и не несет ответственности перед цессионарием, который приобретает право истребовать исполнение только от цедента, а не от должника. Согласно п. 2 ст. 518 ГК Украины, если должник не был письменно уведомлен о осуществляемого перехода прав кредитора к другому лицу, новый кредитор несет риск вызванных этим для него неблагоприятных последствий. В этом случае исполнение обязательства первоначальному кредитору признается надлежащим исполнением.
Требование, передается другому лицу в порядке цессии, переходит к нему в том объеме, в котором она ранее принадлежала цеденту. Для цессионария сохраняют силу все средства обеспечения обязательства (залог, задаток, поручительство и т. д.) в соответствии с ч. З ст. 197 ГК УССР, ст. 516 ГК Украины. Если должник уклоняется от исполнения, то только к нему и может быть предъявлено требование со стороны цессионария. Однако при уступке требования по фактически недействительной, несуществующего обязательства перед цессионарием отвечать цедент, т. е. предыдущий кредитор. Иначе говоря, цедент отвечает перед цессионарием за недействительность переданного ему требования, но не отвечает за неисполнение этого обязательства должником, кроме случаев, когда первоначальный кредитор принял на себя поручительство за должника перед новым кредитором (ч. 2 ст. 197 ГК УССР, в . 521 ГК Украины). По общим правилам, цессия может применяться в любых обязательствах, исключения установлены только для требований, уступка которых противоречит закону, договора, который может исключать уступку любого требования или если требование связано непосредственно с личностью кредитора (ч. 1 ст. 197 ГК УССР). Так, ч. 2 ст. 197 ГК УССР непосредственно запрещает уступку требования о возмещении имущественного вреда, вызванной повреждением здоровья или причинением смерти. Аналогичное правило с некоторыми редакционными особенностями содержится в ст. 517 ГК Украины.
В современных условиях в связи с активным внедрением рыночных принципов хозяйствования институт цессии значительно распространился в предпринимательских отношениях.
Вследствие перевода долга (замены должника) предыдущий должник выбывает из обязательства и заменяется новым. Для перевода долга, безусловно, требуется согласие нового должника, поскольку если договор как волевой акт не может совершаться без волеизъявления каждого из контрагентов, то тем более нельзя помимо своей воли стать должником уже существующего обязательства. Но перевод долга нельзя осуществить и без согласия кредитора. Этим перевода долга отличается от цессии (уступки требования). Такое положение понятно, поскольку для должника обычно не имеет значения лицо кредитора, которому он должен вручить выполнения, но для кредитора равно, кто будет выступать перед ним как должник, поскольку выполнение безусловно зависит и от платежеспособности должника и от других признаков, характеризующих лицо должника. Именно исходя из этого, на основании ч. ст. 201 ГК УССР, п. 1 ст. 525 ГК Украины и поручительство, и залог, установленные третьим лицом в обеспечение исполнения обязательства, с переводом долга прекращаются, если поручитель или залогодатель не выразили своего согласия отвечать также и за нового должника. Залог, установленный в обеспечение долга первоначальным должником, сохраняется после перевода долга на другое лицо, если иное не предусмотрено законом или договором (п. 2 ст. 525 ГК Украины).
Новый должник вправе выставлять против требований кредитора все те возражения, основанные на отношениях между кредитором и первоначальным должником (ч. 2 ст. 210 ГК УССР, ст. 524 ГК Украины).
Сфера применения перевода долга ограничивается теми же пределами, которые установлены для цессии. Относительно формы уступка требования и перевод долга подчиняются общим правилам, которые установлены в отношении формы сделок. Так, п. 1 ст. 643 ГК Украины предусматривает, что сделка по замене кредитора в обязательстве совершается в той же форме, что и сделка, на основании которого оно возникло. Сделка по замене кредитора в обязательстве, возникшем на основании сделки, подлежащей государственной регистрации, должен быть зарегистрирован в порядке, установленном для регистрации этой сделки, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 515 ГК Украины). Эти правила распространяются и на сделки по замене должника в обязательстве.