В связи с частыми изменениями в законодательстве, информация на данной странице может устареть быстрее, чем мы успеваем ее обновлять!
Eсли Вы хотите найти правильное решение именно своей проблемы, задайте вопрос нашим юристам прямо сейчас.


Глава 35. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

§ 35.1. Понятие и значение гражданско-правовой ответственности

Гражданское право как система правовых норм регулирует имущественные и лично не-имущественные отношения, основанные на юридическом равенстве, свободном волеизъявлении, имущественной самостоятельности и широкой свободе их участников в определении своих прав и обязанностей. В условиях перехода к рыночной экономике соблюдение порядка, дисциплины, условий обязательств, принятых по договору, приобретает особое значение.

Ценность гражданского права состоит в том, что оно в своих нормах содержит широкий арсенал средств воздействия на поведение граждан и организаций через их интересы и за счет интересов. Одним из таких средств воздействия на имущественные интересы лиц является применение к правонарушителю имущественных санкций, в частности гражданско-правовой ответственности.

Вопрос о сути санкции и ее соотношение с понятием ответственности остается дискуссионным как в литературе по общей теории права, так и в отраслевых юридических науках. Отмечая, что санкция непосредственно связана с требованием определенного поведения, содержащейся в правовой норме, О. Е. Лейст писал: "В юридическом обязанности отражено требование должного поведения, а санкция - способ государственного принуждения к исполнению (соблюдению) этого требования , угроза принуждением на случай ее нарушения "1.

Относительно гражданско-правовых отношений А. Красавчиков под санкцией понимал установленную законом меру имущественных или иных правовых невыгодных для лица последствий, которые применяются в случае несоблюдения закона, невыполнение принятых обязательств, причинение вреда или при наличии других предусмотренных законом пидстав2. Так, в частности, санкции в этом смысле является принуждение к исполнению обязанности в натуре (ст. 208 ГК УССР, ст. 624 ГК Украины). В случае неисполнения обязательства передать индивидуально-определенную вещь в собственность или пользование кредитору последний вправе требовать отобрания этой вещи у должника и передачи ее ему, кредитору.

Гражданско-правовая ответственность как разновидность санкции - это возложение на правонарушителя основанных на законе невыгодных правовых последствий, которые проявляются в лишении его определенных прав или в замене невыполненной обязанности новой, или в присоединении к невыполненной обязанности нового додаткового1.

Возложение на лицо новых, дополнительных обязанностей как меры ответственности имеет место, в частности, при предъявлении к правонарушителю требований о возмещении им убытков или уплате неустойки (штрафа, пени). Так, по договору поставки, заключенному сроком на один год, поставщик должен осуществлять поставку покупателю товаров равномерно равными ежемесячными партиями. Если, например, в течение одного месяца (скажем, Апрель такого-то года) поставки товаров не было, поставленный в этом месяце количество товаров подлежит поставке в следующем месяце текущего года при условии, что покупатель в установленном порядке не откажется от просроченных поставкой товаров. За нарушение условий договора о количестве поставки поставщик, кроме того, должен возместить причиненные покупателю убытки и уплатить неустойку, если она предусмотрена договором.

Итак, к основной обязанности - допоставити товары - присоединяются новые, дополнительные обязанности в виде возмещения убытков или уплаты неустойки.

Мерой гражданско-правовой ответственности является также потеря задатка одной стороной или возврат его в двойном размере второй. Задатком признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне в доказательство заключения договора и обеспечение его исполнения. Если за неисполнение договора ответственна сторона, давшая задаток, он остается у другой стороны. Когда ответственным за неисполнение договора является сторона, получившая задаток, она должна уплатить другой стороне двойную сумму задатка (ст. 195 ГК УССР, ст. 573 ГК Украины).

И возмещение убытков, и уплата неустойки, и потеря задатка являются дополнительными (к основному) обязанностями, потому основная обязанность должника состоит в передаче имущества, выполнении работы, оказании услуг и т. д. и он выполняется на эквивалентных и платных основах. Оплачивая же неустойку, теряя задаток или возмещая кредитору причиненные убытки, должник не получает от него никакой компенсации, так что на должника возлагаются все невыгодные имущественные последствия нарушения обязательства.

По признаку принуждения С. Н. Братусь предлагал разграничивать обязанность, выполняется добровольно, и юридическая обязанность, выполняемая с помощью государственного принуждения. По его мнению, юридическая ответственность - это исполнение обязанности на основе государственного или приравненного к нему общественного принуждения, добровольное же исполнение обязанности юридической ответственностью быть не може2. С таким мнением трудно согласиться, потому что в таком случае не признаваться ответственностью добровольная уплата должником сумм неустойки или убытков, которые он перечислил в пользу кредитора платежным поручением, и наоборот, ответственностью считаться принудительное выполнение добровольно невыполненного долга (например, отобрания вещи у должника) .

Подчеркивая, что обязанность и ответственность взаимосвязаны, А. М. Са-Левицкого правильно отметила, что этот явный взаимосвязь не может быть основанием для их отождествления в случае принудительного исполнения обязанности, в основе которого лежит цель - реальное исполнения обязательства. С помощью принуждения должник совершает действия, которые он добровольно не выполнил, и таким образом достигается цель, которая ставилась при возникновении обязательства. Гражданская ответственность выступает как средство побуждения, стимулирования должника добровольно исполнить свой долг. И если сравнить ответственность и принудительное осуществление добровольно не выполненной обязанности, то последнее выступает как цель, а ответственность - как засиб1.

От гражданской ответственности как возложение на правонарушителя нового дополнительного обязанности или лишения субъективного гражданского права следует отличать средства оперативного воздействия (оперативные санкции). Последние не восстанавливают первоначального имущественного положения потерпевшей стороны, а направлены на предотвращение конкретным нарушений в будущем, выполняют обеспечительную функцию, имеют предупреждающий характер и могут применяться в оперативном порядке односторонне управомоченным стороной без обращения к юрис-дикционная органа. Так, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора или выполняет работу настолько медленно, что закончить ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от договора и потребовать возмещения убытков (ч. 1 ст. 347 ГК УССР). Здесь односторонний отказ заказчика от договора является средством оперативного воздействия, а возмещение убытков - мерой гражданско-правовой ответственности подрядчика за задержку выполнения работ по договору подряда.

Значение гражданско-правовой ответственности раскрывается через ее функции. Во-первых, устанавливая обязанность правонарушителя восстановить нарушенное право управомоченному лицу, в частности возместить причиненные ей убытки, институт ответственности выполняет компенсационную роль. Во-вторых, угроза применения мер ответственности призвана предотвращать совершение правонарушения субъектами гражданских правоотношений, воспитывать их в духе уважения к закону, к правам и интересам других лиц, неукоснительного выполнения принятых на себя обязательств. В-третьих, как вид юридической ответственности гражданско-правовая ответственность является негативной реакцией государства на совершенное правонарушение, которая заключается в его осуждении обществом и государством и, следовательно, является наказанием для правонарушителя. В-четвертых, применение мер ответственности к лицу, нарушает обязательства, может негативно сказаться на ее материальном и финансовом положении, привести к банкротству хозяйствующего субъекта, а это является сигналом о неблаго-получного состояние организации и необходимость принятия мер по ее оздоровления (например, санации).

Эффективность гражданско-правовой ответственности зависит прежде всего от ее применения, реализации в конкретных лиц, виновных в совершении гражданского правонарушения. Однако, руководствуясь принципом диспозитивности, присущим как гражданскому праву в целом, так и отдельным его институтам, в частности института ответственности, потерпевшая сторона сама решает, применять или не применять меры ответственности к правонарушителю. Другими словами, применение имущественных или неимущественных санкций, в том числе ответственности по действующему законодательству является правом, а не обязанностью субъектов гражданских правоотношений. Это касается и юридических лиц, которые самостоятельно решают вопрос об осуществлении принадлежащих им прав.