В Гражданском кодексе Украины нет развернутого определения договора мены. В нем лишь говорится, что по договору мены между сторонами производится обмен одного имущества на другое. При этом каждый из тех, кто участвует в мене считается продавцом того имущества, которое он дает в обмен, и покупателем имущества, которое получает (ст. 241 ГК УССР). Приведенные положения с дополнительной ссылкой на бартер как разновидность мины сохранено в новом ГК Украины (ст. 734).
Договор мены направлен на неотвратимое отчуждения каждой из сторон принадлежащего ей имущества. В стороны, по договору мены приобретает имущество, соответственно возникает право собственности (право хозяйственного ведения или право оперативного управления).
По своим юридическим признакам договор мены является возмездное, двусторонним и консенсуальным.
Договор мены по содержанию и форме имеет много общего с договором купли-продажи. В ранний период исторического развития, когда общество еще не имело денежной единицы, мина была основной правовой формой обеспечения потребностей граждан и товарооборота.
Самым признаком для разграничения этих двух договоров является то, что в договоре купли-продажи по продаваемое имущество продавцу уплачивается соответствующая его стоимость только в денежном выражении. По договору мены при неравноценности обмениваемого имущества сторона получает вещь большей стоимости, может компенсировать другой стороне разницу соответствующей суммой. Однако, при таких условиях договор мены не превращается в договор купли-продажи. Более того, такая стоимостная разница может быть также компенсирована выполнением определенных работ и предоставлением за товар меньшей стоимости соответствующих услуг. В действующем законодательстве нет препятствий для подобных расчетов в договоре мены.
Изложенные положения по расчетам закреплено в ГК Украины, статьей 734 которого прямо определено, что договором может устанавливаться доплата за товар большей стоимости, которая обменивается на товар меньшей стоимости.
В этой же статье закреплено новелла о том, что право собственности на обмениваемые товары переходит к сторонам одновременно после выполнения обязательств относительно передачи имущества обеими сторонами, если иное не установлено договором или законом.
В соответствии со ст. 242 ГК УССР правовое регулирование договора мены должно осуществляться по правилам о договоре купли-продажи, если иное не вытекает из содержания отношений сторон, а по ст. 735 ГК Украины - по общим положениям о купле-продаже, положениями о договорах поставки, контрактации или других договорах, элементы которых содержатся в договоре мены, если это не противоречит сути обязательства. Таким образом решаются вопросы о форме и условиях договора мены, о правах, обязанностях и ответственности сторон за недостатки обмениваемого имущества и т. п.. Правила купли-продажи, несвойственные договора мены, или те, которые противоречат его содержанию, в частности правила об уплате за купленную вещь денежной суммы, к договору мены не применяются. Не являются договору мены соглашения об обмене гражданами жилых помещений, занимаемых как наниматели, отношения по обмену промышленных товаров, приобретенных гражданами в розничной торговой сети, если они по каким-то причинам не устраивают покупателя или являются некачественными.
До недавнего времени договор мены широко не применялся. Более того, сфера его применения постоянно сужалась. Так, по действующему законодательству, договор мены, в котором одной или обеими сторонами выступали государственные организации, мог быть заключен лишь в случаях, предусмотренных законодательством. Между колхозами и иными кооперативными, а также общественными организациями договоры мены должны укладываться в пределах специальной правоспособности их и если это не противоречило закону. Граждане заключали договоры мены преимущественно бытового характера. Запрещались, как правило, товарообменные отношения между государственными организациями и гражданами. Наличие этих и многих других ограничений по применению договора мены в сфере товарооборота обусловлена централизованной плановой системой распределения материальных благ, игнорированием законов рыночной экономики.
И только после начала экономических реформ рыночного направления, принятие нового законодательства о собственности, предпринимательстве и т. д. договор мены приобрел весомое значение. Так, согласно ст. 4 Закона Украины "О собственности" собственник вправе совершать в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие закону, то есть именно владелец выбирает способ отчуждения принадлежащего ему имущества. В Законе Украины "О предприятиях в Украине" (ст. 10) указывается, что предприятия могут отчуждать, в том числе менять, принадлежащее им имущество другим предприятиям, а также при определенных условиях - гражданам. Предметом договора мены может быть практически все то имущество, и в договоре купли-продажи. Вместе с тем в законодательстве могут устанавливаться те или иные ограничения товарообменных сделок. В условиях реформирования системы распределения продуктов материального производства, возникновение диспропорций в структуре производства и отсутствия у субъектов предпринимательства достаточных средств получили распространение бартерные сделки.
Договор мены может также порождать и негативные тенденции. Бартерные сделки, в частности, способны тормозить товарооборот, способствовать развитию теневой экономики, а в условиях дефицита оборотных средств - побудить стороны укладывать их на невыгодных и неэквивалентных условиях, особенно во внешнеэкономической деятельности. Поэтому с целью упорядочения осуществления бартерных (товарообменных) операций субъектами внешнеэкономической деятельности Украины, регулирования платежного баланса Украины 27 января 1995 года был принят Указ Президента Украины "О регулировании бартерных (товарообменных) операций в области внешнеэкономической деятельности
Однако, как свидетельствует статистика, товарообменные бартерные сделки (операции) чрезвычайно распространились как на внутреннем, так и внешнеэкономическом товарообороте.
Так, в январе-сентябре 1997 года 39,2 процента всей промышленной продукции страны было реализовано на бартерных условиях. При этом объемы реализации продукции по бартерным соглашениям в черной металлургии составили 41,2 процента, в химической и нефтехимической промышленности - 50,1, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности - 54,3, промышленности строительных материалов - 57,8 процента.
Удельный вес бартерных операций в общем объеме экспорта составляла 11,1 процента (в январе-августе 1996 г. - 23,5 процента), импорта - 10,4 процента (16,2 процента). Особенно высокой в этот период был удельный вес бартера в экспорте бумажной массы - 96,2 процента, каучука и резиновых изделий - 77 видсоткив1.
Статистические данные свидетельствуют о том, что меры, предусмотренные в Указе Президента Украины от 27 января 1995 p., В определенной степени привели к уменьшению бартерных сделок во внешнеэкономическом товарообороте.
Однако в общем товарообороте удельный вес бартерных сделок в реализации продукции является слишком высокой. В связи с этим представители банковской системы предложили ввести прямые ограничения на осуществление субъектами предпринимательства бартерных сделок, усилить государственный контроль и ввести специальный режим расчетов по таким сделкам через банковские установи2. По нашему мнению, такие предложения противоречат принципам рыночного законодательства, утверждает свободу договора и свободного выбора его организационно-правовых форм. Эффективным здесь может оказаться установление соответствующего механизма налогообложения бартерных сделок и их гражданско-правового регулирования.
23 декабря 1998 Верховная Рада Украины приняла Закон Украины "О регулировании товарообменных (бартерных) операций в области внешнеэкономической деятельности", который вступил в силу через 90 дней со дня его опубликування3. Закон воспроизвел большую часть положений вышеупомянутого Указа Президента Украины.
Согласно упомянутому закону бартерных (товарообменных) операция в области внешнеэкономической деятельности - это один из видов экспортно-импортных операций, оформленных бартерным договором или договором со смешанной формой оплаты, которым частичная оплата экспортных (импортных) поставок предусмотрена в натуральной форме, между субъектом внешнеэкономической деятельности Украины и иностранным субъектом хозяйственной деятельности, который предусматривает сбалансированный по стоимости обмен товарами, работами, услугами в любом сочетании, не опосредованное движением средств в наличной или безналичной форме.
По вышеупомянутым законом импортируемые по бартерному договору, подлежат ввозу на таможенную территорию Украины в сроки, указанные в таком договоре, но не позднее 90 календарных дней с даты таможенного оформления товаров, фактически экспортированных по бартерному договору, а в случае экспорта по бартерному договору работ, услуг - с даты подписания акта или другого документа, удостоверяющего выполнение работ, предоставление услуг.
В случае экспорта по бартерному договору высоколиквидных товаров сроки ввоза на таможенную территорию Украины импортных товаров не должны превышать 60 календарных дней с даты оформления вывозной грузовой таможенной декларации.
Нарушение сроков ввоза товаров (выполнения работ, оказания услуг), которые импортируются по бартерным договором, влечет за собой взыскание пени за каждый день просрочки в размере 0,3 процента от стоимости неполученных товаров, общий размер которой не может превышать размера задолженности.
В отличие от традиционного договора мены предметом бартерного договора могут быть не только имущество, но и услуги и работы, следует из содержания данного Указа. Возможна ситуация, при которой вообще нет обмена реальными товарами, например, когда каждая из сторон бартерного договора предоставляет друг другу услуги или выполняет работы.
К бартерного договора во внешнеэкономической дяльности применяются соответствующие положения Закона Украины "О внешнеэкономической деятельности" и другие специальные законодательные акты.
Несмотря на распространение товарообменных сделок во внутреннем товарообороте Украины, общегражданский договор мены, опосредует это обращение, оказался практически неурегулированным, ведь в ГК УССР ему посвящено всего лишь две статьи - 241 и 242. Столько же статей предлагается и в новом ГК Украины - статьи 734 и 735. В данном случае нельзя компенсировать проблему законодательной неурегулированности договора мены ссылкой на то, что к нему применяются соответствующие правила о договоре купли-продажи и другие договоры, поскольку меновые сделки, по которым осуществляется обмен одних товаров (работ, услуг) на другие товары (работы , услуги) по своим правовым последствиям в случае их невыполнения могут оказаться значительно сложнее, чем сделки купли-продажи с денежной оплатой товара или другие самостоятельные договоры.
Так, украинская компания "Укрнафтохим" заключила с AT "Индустриалекспорт" (г. Бухарест, Румыния) контракт от 17 сентября 1992 № 19-12, согласно которым компания обязалась на бартерной основные поставить AT топочный мазут, а последнее - изготовить и поставить фланцы на сумму 2217373 долларов США. В установленные сроки фланцы было изготовлено и подготовлено для отгрузки, однако компания "Укрнафтохим" не смогла поставить мазут. AT обратилось в Международный коммерческий арбитражный суд при ТПП Украины с иском, в котором требовало взыскать с "Госкомнефтегаза" (правопреемника компании "Укрнафтохим") стоимость изготовленных фланцев. Суд удовлетворил требования истца. Вместе своим решением от 14 декабря 1994 суд обязал ответчика распорядиться изготовленными для него фланцями1. Решая это дело, суд обоснованно признал целесообразным применить принцип реального исполнения обязательства в натуре только истцом. Поскольку ответчик не мог выполнить поставку мазута в натуре, принудительное побуждение его к этому не могло обеспечить защиту интересов истца, свое обязательство выполнил должным образом.