§ 43.1. Понятие и признаки договора пожизненного содержания
Новым ГК Украины урегулированы отношения, возникающие по договору ренты, который не предусматривался в советском гражданском законодательстве. По договору ренты одна сторона (получатель ренты) передает другой стороне (плательщику ренты) в собственность имущество, а плательщик ренты взамен этого обязуется периодически выплачивать получателю ренту в виде определенной денежной суммы или в другой форме (ст. 750 ГК Украины).
Одной из разновидностей договора ренты можно считать договор пожизненного содержания, который имеет свои особенности. Этот договор был урегулирован также гражданским законодательством советского периода.
По договору пожизненного содержания одна сторона является несостоятельной лицом по возрасту или состоянию здоровья (отчуждатель), передает в собственность второй стороне (приобретателю имущества) дом или часть его, взамен чего приобретатель имущества обязуется предоставлять отчуждателю пожизненно материальное обеспечение в натуре в виде жилья, питания, ухода и необходимой помощи (ст. 425 ГК УССР).
Новый ГК Украины, в отличие от ГК УССР, в котором договора пожизненного содержания посвящено лишь 5 статей, более подробно регламентирует указанные отношения, придав этому договору несколько иное значение. Так, ГК УССР относит договор пожизненного содержания с договорами о предоставлении услуг, выделяя его главную цель - предоставление отчуждателю имущества материального обеспечения. Новый ГК Украины отводит этому договору место среди группы договоров, направленных на отчуждение права собственности, разместив нормы, регулирующие отношения договора пожизненного содержания после договора мены. Этим новый ГК Украины подчеркивает его правовые последствия, направленные на отчуждение права собственности. При этом новый ГК расширяет круг объектов, которые отчуждаются по этому договору, а также круг лиц, которые могут быть отчуждателя по договору пожизненного содержания. Кроме того, ГК Украины признает договор пожизненного содержания также договором ухода, добавив такое его определение в название главы, посвященной этому виду договора.
Так, согласно ст. 763 нового ГК Украины "по договору пожизненного содержания (ухода) одна сторона (отчуждатель) передает второй стороне (приобретателю) в собственность жилой дом, квартиру или их часть, другое недвижимое имущество или движимое имущество, имеющее значительную ценность, взамен чего приобретатель обязательства ' связывается обеспечивать отчуждателя содержанием и (или) уходом пожизненно. "
Договор пожизненного содержания (ухода) является односторонним, поскольку по этому договору только один человек - приобретатель наделена обязанностями, а отчуждатель - только правами. В юридической литературе иногда договор пожизненного содержания признают двусторонним договором1. По мнению А. А. Пидопригоры, этот договор имеет также определенные признаки двусторонности, поскольку приобретатель вправе требовать расторжения договора пожизненного утримання2. Договор пожизненного содержания безусловно является возмездное, так приобретатель получает в собственность по этому договору определенное имущество, а отчуждатель - необходимое содержание в виде соответствующих материальных благ и услуг. При этом гражданское законодательство не требует, чтобы стоимость передаваемого отчуждателем имущества была эквивалентна стоимости предоставляемого приобретателем содержание. В стоимости этих ценностей могут быть весьма существенные разногласия по-лежит от договоренностей сторон, а также от продолжительности жизни отчуждателя. Договор пожизненного содержания не имеет заведомо определенного срока его действия, поскольку он обусловлен моментом наступления смерти отчуждателя. Поэтому от продолжительности его жизни напрямую зависит размер предоставляемого приобретателем содержание.
Гражданское законодательство устанавливает особые требования к форме договора пожизненного содержания. В соответствии со ст. 425 ГК УССР договор пожизненного содержания должен быть нотариально удостоверен. Несоблюдение этого требования влечет за собой недействительность соглашения о пожизненном содержании (ст. 47 ГК УССР). ГК УССР непосредственно не предусматривает обязательной государственной регистрации договоров пожизненного содержания, как это сделано в отношении других сделок по отчуждению недвижимости, в частности, по договорам купли-продажи, мены, дарения (статьи 227, 242, 244 ГК УССР). Однако на практике приобретатели недвижимости по договорам пожизненного содержания осуществляют их регистрацию чтобы подтвердить титульное право собственности в соответствии с Временным положением о порядке регистрации прав собственности на недвижимое имущество, утвержденного приказом Министерства юстиции Украины от 7 февраля 2002 г. При этом следует заметить, что отсутствие такой регистрации не приводит по действующим законодательством Украины к недействительности договора пожизненного содержания, в отличие от старого и нового гражданских кодексов РФ, по которым такие последствия установлены.
Новый ГК Украины содержит определенные новеллы по оформлению пожизненного содержания. Так, согласно ст. 764 ГК Украины договор пожизненного содержания заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению, а по отчуждению недвижимости - также государственной регистрации. Однако ни указанная статья, ни названные статьи главы 16, регулирующие сделки, не определяют правовые последствия несоблюдения требований о государственной регистрации договора пожизненного содержания, по которому отчуждается недвижимость, а затем возможен вывод, что невыполнение сторонами этого требования не является основанием для признания нотариально удостоверенного договора недействительным.
С формой договора пожизненного содержания новый ГК связывает момент возникновения права собственности на имущество у приобретателя. Так, по ст. 767 ГК Украины приобретатель становится собственником имущества, переданного ему по договору пожизненного содержания, согласно ст. 336 этого Кодекса. Из содержания этой статьи следует, что право собственности у приобретателя по договору, требует нотариального удостоверения, возникает с момента такого удостоверения, а по договору, подлежащему государственной регистрации, - с момента такой регистрации. Поэтому право собственности на движимое имущество, отчуждаемое по договору пожизненного содержания, возникает у приобретателя с момента нотариального удостоверения, на недвижимое имущество - с момента государственной регистра-ции договора.
Достаточно сложным и неоднозначным может оказаться решение вопроса о реальности или консенсуальнисть договора пожизненного содержания. Как известно, консенсусными есть соглашения (договоры), которые считаются заключенными с момента достижения согласия по их существенных условий в необходимом по закону форме (например, договоры купли-продажи, поставки, имущественного найма, подряда). Реальны те соглашения (договоры), для заключения которых обязательно необходимо совершить определенное дополнительное действие, в частности передать соответствующее имущество. К таким сделкам (сделок) относятся договор дарения, займа, отдельные виды договоров перевозки грузов, хранения и некоторые другие.
В юридической литературе договор пожизненного содержания, как правило, безоговорочно признается реальным договором и обосновывается это, в частности, тем, что:
1) момент заключения договора пожизненного содержания связан с передачей имущества1;
2) договор вступает в силу с момента его государственной регистрации и в этот же момент к приобретателю переходит право собственности на дом или иное майно2;
3) передача имущества составляет обязанности отчуждателя и не является выполнением обязанности, а является моментом заключения договору3.
На наш взгляд, приведенные безоговорочные обоснование реального характера договора пожизненного содержания не полностью отражают содержание правовых норм, регулирующих этот договор. Как известно, договор дарения цивилистическая наука также признает реальным договором. Основанием для такого вывода является норма ст. 243 ГК УССР, согласно которой "договор дарения считается заключенным с момента передачи имущества одаренному". Между тем, аналогичного подхода в построении в. 425 ГК УССР законодатель почему-то не применил, а предусмотрел неоднозначную для понимания терминологическую фразу о том, что по договору пожизненного содержания отчуждатель "передает в собственность второй стороне (приобретателю имущества) дом или часть его". В такой редакции приведенная норма не дает достаточных оснований считать, что договор пожизненного содержания должно считаться заключенным толь-ко в момент передачи отчуждателем имущества приобретателю дома.
В свое время известный цивилист советского периода О. С.Иоффе обосновывал консенсуальный характер договора пожизненного содержания, ссылаясь на то, что если договор пожизненного содержания надлежаще оформленный, то приобретатель должен предоставлять отчуждателю дома содержание независимо от передачи ему будинку1.
В связи с этим следует напомнить законодательный опыт Белорусской ССР, в ЦК которой в свое время содержалась норма о том, что отчуждатель "обязуется передать имущество в собственность" приобретателя, что фактически подтвердило консенсуальнисть договора пожизненного содержания. Такая конструкция договора пожизненного содержания формально предоставляет приобретателю право в случае надлежащего его оформления требовать от отчуждателя передачи имущества.
В последнее время была высказана точка зрения о том, что договор ренты (в том числе и пожизненной) реален в случае отчуждения движимого имущества и консенсуальным - в случае отчуждения недвижимого майна2.
Так или иначе, наличие приведенной дискуссии свидетельствует о наличии проблем в урегулировании отношений с пожизненного содержания, что отрицательно сказывается также на формировании судебной практики.
Так, решением Старокиевского районного суда г. Киева от С сентября 1999 p., Оставленным без изменений определением судебной коллегии по гражданским делам Минского городского суда, было довольно иск С. о признании недействительным договора пожизненного содержания, по которому К. отчуждение в пользу Ш. двухкомнатную квартиру, которую впоследствии завещала истцу С. В основу решения были положены выводы о том, что Ш. получил право на квартиру, поскольку она ему не была передана отчуждателем, в спорной квартире не проживал, НЕ прописался, при жизни К. квартиру в БТИ не зарегистрировал, а также ненадлежащее выполнял свои обязанности приобретателя имущества.
Заместитель Председателя Верховного Суда Украины подал протест на указанное решение в президиум Киевского городского суда, в котором, в частности, отмечалось, что суд неправильно истолковал норму ст. 425 ГК УССР и не учел того, что возникновение права собственности на квартиру у приобретателя по договору пожизненного содержания ни с какой другой причины, как заключение договора, не связано. Момент заключения договора является время, с которого право собственности переходит от отчуждателя к приобретателю и отчуждатель приобретает право на содержание. Обстоятельства передачи квартиры отчуждателем, прописки, проживания, регистрации договора в БТИ приобретателем не состоит в правовой связи с возникновением у приобретателя права собственности. В протесте также обращено внимание на то, что невыполнения приобретателем обязательств по договору может быть по требованию отчуждателя основанием для расторжения договора, а не признание его недействительным.
При таких обстоятельствах в протесте обоснованно был сделан вывод о необходимости отмены судебных решений. Вместе с тем анализ материалов приведенной дела свидетельствует о том, что в ст. 425 ГК УССР имеется в виду не фактическая передача имущества и согласие отчуждателя на передачу имущества приобретателю, у которого право собственности на это имущество возникает с момента нотариального оформления договора пожизненного содержания, то есть независимо от фактической передачи имущества. При разрешении споров по новому ГК Украины необходимо учитывать, что в нем непосредственно определен момент возникновения права собственности в отношении движимого и недвижимого имущества.
Сторонами договора пожизненного содержания является отчуждатель и приобретатель. Как уже отмечалось выше, ГК УССР признал отчуждателя по договору пожизненного содержания только нетрудоспособных физических лиц. Приобретателями по этому договору признавались только физические лица.
Новый ГК Украины определяет, что отчуждателем по этому договору может быть физическое лицо независимо от возраста и состояния здоровья (ст. 765). Указанное положение кардинально изменило суть самого договора пожизненного содержания, не только расширив круг лиц, которые могут быть отчуждателя, но и предоставив такое право всем физическим лицам.
Приобретателя по договору пожизненного содержания в соответствии со ст. 425 ГК УССР может быть физическое лицо, которое способно оказывать отчуждателю обусловленное договором обеспечения. Новый ГК Украины уточняет основные признаки приобретателей имущества, признав такое право за совершеннолетними дееспособными физическими лицами. Кроме того, новый ГК Украины расширил круг лиц, которые могут быть приобретателями имущества по договору пожизненного содержания, признав право приобретателями также за юридическими лицами. Итак, новый ГК счел возможным предоставление содержания и ухода как физическими, так и юридическими лицами.
Новый ГК Украины также предоставил отчуждателю право предусмотреть в договоре несколько получателей, то есть несколько физических лиц, получающих имущество на праве общей совместной собственности.
Кроме того, новый ГК Украины также признает возможным заключение договора пожизненного содержания в пользу третьего лица. Это означает, что приобретатель обязан выполнить свой долг не в пользу отчуждателя, а в пользу третьего лица, которое установлено или не установлено в договоре (ст. 638 ГК Украины).
В случае если имущество принадлежит совладельцам на праве общей совместной собственности (например, супругам), они также имеют право на отчуждение этого имущества по договору пожизненного содержания (п. 1 ст. 766 ГК Украины).