Sidebar

В связи с частыми изменениями в законодательстве, информация на данной странице может устареть быстрее, чем мы успеваем ее обновлять!
Eсли Вы хотите найти правильное решение именно своей проблемы, задайте вопрос нашим юристам прямо сейчас.


Наиболее распространенными являются авторские договоры об использовании произведений. К ним относятся: издательский договор; договор о депонировании рукописи произведения; постановочный договор; сценарный договор; договор художественного заказа; договор об использовании в промышленности неопубликованного произведения декоративно-прикладного искусства.

Издательские договоры в свою очередь делятся на: издательский договор на литературные произведения; издательский договор на произведения изобразительного искусства; издательский договор на музыкальные произведения; договоры на издание произведений в переводе и другие.

Рассмотрим общие положения о издательский договор. Ранее отношения автора с издательствами регулировались, кроме ГК, также специальными типовыми договорами, содержащие основные условия типизированного того или иного издательского договора. В Украине типовых издательских договоров сейчас нет. Однако практика заключения их достаточно богата.

Предметом издательского договора могут быть произведения в области литературы, музыки, изобразительного искусства, то есть любые произведения, которые допускают возможность воспроизвести и распространить издательскими средствами (печатным или иным способом).

Издательским авторским является договор, на основании которого автор или его правопреемник передает или обязуется передать издательству произведение научной или литературного творчества, а издательство обязуется это произведение опубликовать, то есть выпустить в свет.

Выпуском произведения в свет или опубликованием признается выпуск в обращение экземпляров произведения или фонограммы с согласия автора или другого лица, которым принадлежит авторское право и смежные права, в количестве, удовлетворяющем разумные потребности публики путем продажи, сдачи в наем, публичного проката или путем иной передачи права собственности или права владения экземпляром произведения или фонограммы. Во опубликованием понимается также предоставление доступа к произведению или фонограммы через электронные системы информации.

Объектом издательского договора является продукт творческой деятельности автора - произведения науки, литературы или искусства, выраженные в объективной форме, позволяющей воспроизводить произведение и распространять, то есть выпускать в свет. Как уже отмечалось, объектом издательского договора может быть как готовое произведение, так и произведение, которое автор еще только обязуется создать и передать издательству. Это могут быть произведения художественные, научные, общественно-публицистические, учебные и др., произведения искусства - оригиналы, эскизы, эскизы-макеты музыкальные произведения - ноты в форме клавира, партитуры тощо1.

Содержание издательского договора составляют права и обязанности сторон. Прежде издательский договор должен содержать почтовые адреса сторон, определяется местонахождение издательства, лицо, представляющее его и действует на основании устава или другого документа, что делает это лицо управомоченным. Отмечается полное имя, отчество и фамилия автора или его правопреемника и их точный адрес.

В договоре обязательно должно быть указано место и дата его заключения.

Далее в договоре четко определяется его объект - произведение и приводится его предварительно согласована название. Название произведения может уточняться в процессе работы над произведением.

Автор обязан передать произведение в объеме и по структуре, определенных задачей издательства, прилагаемое к издательскому договору и является его неотъемлемой частью. Задача определяет издательство, оно считается принятым автором с момента его письменного согласия.

В договоре автор однозначно подтвердить принадлежность именно ему авторского права и то, что он не сделал никаких распоряжений относительно него, которые бы противоречили действующему законодательству или условиям договора. Такое предостережение должно касаться также всякого другого материала, используемого в произведении. Если автор предлагает иллюстративный материал, который ему не принадлежит, он предостеречь об этом издательство.

Рассмотрим содержание договора на примере конкретной издательской соглашения.

По издательским договором автор передает издательству на согласованный сторонами срок исключительное или неисключительные права на воспроизведение и распространение произведения. Иногда эта обязанность в издательском договоре формулируется так: "Автор передает издательству на определенное законом время действия авторского права исключительное, без территориальных ограничений, право размножения и распространения произведения для всех изданий и тиражей без ограничения количества экземпляров и на любом языке".

Кроме того, автор может передать издательству на время продолжения основного права еще и дополнительные права:

а) право предварительной публикации или позднего перепечатке полностью или частично, в том числе в газетах или журналах;

б) право перевода на другие языки;

в) право предоставления лицензий на украиноязычные издания в других странах;

г) право на издание микрокопий;

д) право на другие формы размножения, в том числе фотомеханическим или подобным ему способом (например, фотокопирование);

е) право записи или съемки на аппаратуре для последующего повторения в изображении или звука, как и право размножения и воспроизведение таких записей;

е) право предоставления лицензий на реализацию вышеуказанных прав.

Приведенный текст одного из пунктов издательского договора свидетельствует, что издательство берет на себя практически все имущественные права автора, причем на весь срок действия авторского права. Этот пункт не противоречит действующему законодательству по авторскому праву, но он существенно ограничивает действия автора по произведению.

Автор согласно этому пункту не может передать это же произведение в будущем любому другому издательству, поскольку он фактически выдал издательству исключительную лицензию на весь срок действия его авторского права - в течение жизни автора и 70 лет после его смерти.

Этим условием издательство обеспечивает себе свободу действий фактически на неопределенный срок, а автор ограничен в своем праве пользоваться и распоряжаться своим произведением по своему усмотрению. Автор обязан передать в издательство подготовлен согласно издательских требований подписан рукопись в двух экземплярах в виде машинописного текста через два интервала или качественного принтерного отпечатка или дискеты. К рукописи прилагается также список использованной литературы.

Обязанности издательства. В течение 6 недель после подачи автором всего произведения издательство обязано рассмотреть рукопись и принять решение о его принятии, необходимость доработки или отклонение, о чем сообщает автора.

В течение установленного в договоре срока издательство должно издать произведение. При этом оно берет на себя всю организацию, материально-технические, финансовые и другие расходы по подготовке рукописи к печати, изготовление и распространение тиража. Издательство осуществляет также художественное и техническое оформление, устанавливает размеры тиража, срок выпуска, порядок распространения. Срок издания произведения - 6 месяцев от даты принятия рукописи.

Издательство выплачивает автору гонорар в установленном договором размере в течение месяца после изготовления тиража.

Издательство обязано при издании произведения печатать в нем знак © соответствии с Законом Украины "Об авторском праве и смежных правах".

Обязанности автора (авторского коллектива). Автор представляет рукопись издательству в установленный договором срок и подготовлен в соответствии с издательских требований. Он отвечает за достоверность и полноту материала и сведений в рукописи или на магнитном носителе (дискете).

В случае необходимости по предложению издательства автор обязан доработать произведение в обусловленный срок, выполнить авторская корректировка текста и также вычитать верстку. Если представленный автором рукопись окажется некачественным или автор не добросовестно выполняет свои обязанности, издательство может поставить вопрос об уменьшении суммы гонорара. В случае непредставления рукописи в обусловленный договором срок издательство имеет право на возмещение автором причиненных издательству финансовых и моральных убытков.

Авторский гонорар. Размер авторского гонорара устанавливается соглашением сторон в гривнах за один авторский лист. Количество авторских листов определяется после изготовления оригинал-макета.

В случае повторного выпуска произведения авторский гонорар также определяется соглашением сторон, но издательство может устанавливать свои размеры, например 50 процентов от суммы гонорара, выплаченного за первое издание.

Издательство может использовать произведение и другим способом, предусмотренным договором. В таком случае полученный в результате реализации дополнительных прав прибыль распределяется между автором и издательством по их соглашению. Однако и в этом случае издательство может выставить свои условия, например распределить указанные доходы 50 на 50 процентов между автором и издательством. После смерти автора право на гонорар переходит к его наследникам на время действия авторского права.

Автор получает за счет издательства авторские экземпляры произведения: при первом издании - 10 экземпляров, при повторных изданиях - по 2 экземпляра независимо от количества соавторов.

При необходимости в повторном издании произведения, оно может быть осуществлено только с согласия автора. Издательство обязано сообщить автора о намерении переиздать произведение. При этом оно имеет право переиздать произведение любым тиражом.

Авторский договор может быть изменен только по взаимному согласию сторон. Стороны имеют право ставить вопрос о расторжении авторского договора в случае нарушения условий договора одной из них.

В авторском договоре может быть предусмотрено условие о его конфиденциальность, по которой сторона обязуется не разглашать информацию как относительно самого договора, так и его содержания третьим лицам.

Авторский договор должен быть подписан сторонами.

Приведенный образец авторского издательского договора не является обязательным для сторон. Они могут включать в договор любые другие условия, только бы они не противоречили действующему законодательству, в том числе и такие, которые не ухудшают положение автора.

Спорным является вопрос, может автор заключить договор на издание одного и того же произведения с двумя издательствами одновременно, если в договоре нет условия, запрещающую это.

В типичных издательских договорах, действовавших ранее, была специальная условие, по которому автор передавал издательству рукопись для издания сроком на три года со дня одобрения рукописи издательством. Со дня заключения договора и до истечения трех лет после одобрения рукописи автор обязан не передавать для издания другим организациям это же произведение или его часть без предварительного письменного согласия издательства, с которым он заключил договор. Действующий Закон Украины "Об авторском праве и смежных правах" не содержит нормы, которая бы запрещала автору заключить издательский договор с двумя издательствами одновременно на один и то же произведение. Хотя с точки зрения практической работы это нецелесообразно, поскольку силу двух издательских договоров на один и тот же произведение и в одно и то же время безусловно наносит ущерб обоим издательствам. Однако упомянутый закон не считает это нарушением и не устанавливает за него никакой ответственности.

Договор о депонировании рукописи. Продолжительность издание произведения довольно часто приводит преждевременное старение информации, составляющей его содержание. Это касается преимущественно научных произведений. Кроме того, высокая стоимость издания такого произведения, необходимость донести научную или научно-техническую информацию быстрее до заинтересованных лиц обусловили необходимость поисков другого, отличного от издания, способа донесения информации до широкого круга читателей. Такой способ был найден в форме депонирование рукописи произведения без его издание. Надлежащим образом оформленный произведение передается определенной организации для хранения с целью ознакомления с произведением любого, кто этого желает. Такая форма информации получила название "депонирования", появился новый вид авторского договора, пока основательно не изучена. Нет и нормативного акта, который бы регулировал отношения депонування1.

Объектом договора является рефераты статей, обзоры, монографии, сборники научных трудов, материалы конференций, съездов, совещаний, симпозиумов и т. д. узкоспециального характера, бывает нецелесообразно выдавать обычным типографским способом. Особенности указанных объектов заключаются в их рукописной форме и узкоспециальном характере. Однако следует иметь в виду, что издательский процесс не только длительный, но и достаточно дорогой, что существенно ограничивает возможности как авторов, так и организаций (научных, учебных и т. п.). Однако потребность опубликовать произведение является иногда довольно острой. Вот тогда в случае становится депонирования. При этом автор сохраняет за собой право на издание этого произведения. Важное значение имеет и то, что депонирование произведения является одной из форм обнародования или публикации (выпуска произведения в свет).

Тезисы докладов, кроме докладов на международных, республиканских научных съездах, конференциях и семинарах, отчеты о научно-исследовательских и проектно-конструкторские работы и диссертации объектом договора о депонировании быть не могут.

Субъектами этого договора выступают организации всех форм собственности. С одной стороны, это могут быть научно-исследовательские, проектно-конструкторские организации, высшие учебные заведения, редколлегии или редсовета научных и научно-технических журналов и другие организации, с другой - Государственная научно-техническая библиотека Украины, группа депонирования.

Права и обязанности сторон в договоре о депонировании рукописей. Обязанности подготовить рукопись к депонированию в соответствии с установленными требованиями возлагаются на самого автора или организации, подающей рукопись. Прежде должно быть принято решение о депонировании рукописи. Такое решение вправе принимать ученые, научно-технические (технические), редакционно-издательские совета научных, научно-исследовательских, проектно-куонструкторських организаций, высших учебных заведений; редколлегии или редакционные советы научных, научно-технических журналов. Решение указанных органов должен утвердить руководитель организации.

К рукописи прилагается реферат.

Подготовленные в соответствии с установленными требованиями рукопись и реферат и другие необходимые документы, предусмотренные нормативными актами, представленные в организации информации, должен рассмотреть организация депонирования, по результатам рассмотрения принимается решение о принятии рукописи на депонирование.

Направление рукописи на депонирование осуществляется только с согласия автора. Организация, которая направляет рукопись на депонирование, отвечает за его содержание.

Таким образом, из договора о депонировании рукописи следует право организации на передачу рукописи на депонирование, а для органа информации - обязанность принять подготовленный в соответствии с установленными требованиями рукопись на депонирование.

Однако орган информации может отказаться принять рукопись на депонирование, если рукопись оформлены ненадлежащим образом.

Факт принятия рукописи на депонирование и опубликования реферата удостоверяется справкой о депонировании. Факт депонировании рукописи приравнивается к публикации печатных работ.

Таким образом, автор рукописи после его депонирования приобретает авторских прав опубликованной работы, но не имеет права на вознаграждение.

Информация о депонировании рукописи осуществляется путем публикации рефератов (или библиографических описаний) этих рукописей в соответствующих реферативных журналах и библиографических указателях.

Доступ к рукописи имеют все заинтересованные лица. Кроме того, по их просьбе орган информации, принял рукопись на депонирование, выдает за установленную плату копию рукописи или ее части.

Договор о депонировании рукописи близок к договору хранения. Депонирование и является передача на хранение. Однако между этими договорами имеются существенные различия, которые дают основание отнести договор о депонировании авторским договорам. Своеобразие договора заключается в том, что в отличие от договора хранения (хранения) его предметом является не имущество вообще, а именно рукопись, передается на хранение всегда на неопределенный срок. По истечении определенного срока собственник имущества, передал его на хранение, обязан его забрать. Такого обязанности нет в договоре о депонировании.

Таким образом, договор о депонировании рукописи есть реальный, права и обязанности в котором возникают с момента передачи рукописи на депонирование. Этот договор порождает для автора рукописи положительные последствия - депонирован рукопись приравнивается опубликованной печатной работы, то есть до произведений, выпущенных в свет за издательским договором. Следовательно, договор на депонирование рукописи реальная сделка, по которой организация передает надлежащим образом оформленный рукопись органу информации на хранение и информирование всех заинтересованных лиц о его содержании, а также предоставляет возможность ознакомиться с самым рукописью.

Постановочный договор. Содержание литературного произведения может быть обнародован (выпущен в мир) путем его публичного исполнения на сцене специальных зрелищных организаций. Таким образом чаще в мир выпускают музыкальные, драматические, эстрадно-цирковые и другие произведения.

Ранее по действующему тогда законодательству предметом сценического договора мог быть только неопубликованный произведение. Опубликован произведение использовался без договора с автором. В настоящее время Закон Украины "Об авторском праве и смежных правах" такой возможности зрелищной организации не предоставляет - произведение независимо от того, опубликован он или нет, зрелищная организация может использовать только по договору с автором.

Постановочный договор является консенсуальным соглашение, на основании которой автор передает или обязуется создать и передать зрелищной организации драматический, музыкальный или музыкально-драматический, хореографический или пантомимные произведение, а организация-постановщик обязуется осуществить в обусловленный договором срок постановку и публичное исполнение произведения (выпустить его в свет) и выплатить автору обусловленное договором вознаграждение.

Объекты постановочного договора - драматические, музыкальные, музыкально-сценические, хореографические и пантомимные произведения как созданные на момент заключения договора, так и еще не созданы.

Субъекта постановочного договора - автор-создатель сценического произведения и соответствующая зрелищная организация. Если произведение создано несколькими авторами (автор либретто оперы и композитор), субъектами постановочного договора являются авторы всех составных частей произведения.

По постановочным договору автор передает или обязуется создать и передать зрелищной организации для публичного исполнения обусловленный договором произведение, которое должно соответствовать творческой заявке автора, одобренной организацией.

Зрелищная организация обязана осуществить публичное исполнение произведения в течение срока, обусловленного договором. По общему правилу, автор обязуется до первой постановки произведения или до истечения срока на постановку (другое публичное исполнение) не передавать это же произведение другой зрелищной организации для публичного исполнения в том же городе. Итак автор имеет право заключать постановочный договор с театрами других городов, но это условие не обязательно.

Зрелищная организация обязана выплатить автору произведения вознаграждение за его использование. Размер вознаграждения определяется соглашением сторон. Однако практика выработала определенный порядок выплаты вознаграждения за выполнение произведения путем публичного исполнения. Вознаграждение, выплачиваемое автору, состоит из двух частей: единовременного вознаграждения и отчислений от поспектакльних сборов. Сумма единовременного вознаграждения определяется соглашением сторон с учетом вида, объема и качества произведения. Поспектакльна вознаграждение исчисляется в размере, устанавливаемом нормативными актами1. Авторское вознаграждение за публичное исполнение произведения начисляется, как правило, независимо от того, платный или бесплатный вход для зрителей или слушателей. Например, за музыку, которую выполняют оркестры на танцевальных площадках, в домах культуры, дворцах культуры, авторское вознаграждение начисляется во всех случаях. Поэтому указанные зрелищные предприятия обязаны четко указывать, какого автора музыка исполнялась.

Театр имеет право расторгнуть договор и взыскать с автора полученные им суммы, включая аванс, в следующих случаях:

автор не подал произведения в установленный срок по своей вине или в срок, установленный для внесения поправок и доработки;

при несоответствии произведения утвержденной и согласованной с автором заявке;

при отказе автора внести необходимые исправления, если требование об их внесении не выходит за пределы заявки и договора;

при обнаружении плагиата в части или целому произведении.

Аванс может быть взыскан и в случае признания судом недобросовестности автора в исполнении заказа. В других случаях расторжения договора не влечет за собой взыскание аванса.

Сценарный договор - это договор, по которому автор передает или обязуется создать и передать кино-, теле-или организации радиовещания сценарий для фильма или эфир в обусловленный стропами срок, а студия обязуется уплаты автору обусловленное договором вознаграждение.

Сценарный договор предварительно действующим законодательством отмечался особенностями. Первая из них заключалась в том, что кино-, теле-или радиостудия ни была обязана использовать произведение, то есть выпустить его в свет. При этом студия должна была выплатить автору или авторам гонорар согласно закону. Такого условия ныне действующий Закон Украины "Об авторском праве и смежных правах" не содержит.

Вторая особенность (как и в предыдущем постановочном договоре) заключалась в том, что объектом договора мог быть только неопубликованный произведение. Такого требования в действующем законодательстве также нет.

Упомянутый закон и другие нормативные акты по авторскому праву не содержат норм, регулирующих отношения по сценарному договору. Типовых договоров Украины пока не имеет и вряд ли они будут. Поэтому регулирование указанных отношений будет изложено по общим правилам об авторских договорах и сложившуюся практику их заключения.

Сценарный договор может быть реальным или консенсуальным. Когда речь идет о передаче студии (организации) готового произведения, то в таком случае это будет реальный договор. Когда же речь идет о создании произведения и его последующую передачу для использования, то это уже консенсуальный договор. Сценарный договор - договор двусторонний и возмездный.

Объектом сценарного договора является литературный сценарий. Он должен соответствовать творческой заявке, которую утверждает организация-постановщик и прилагаемой к сценарному договора. По общему правилу, в творческой заявке изложен основную идею произведения, сюжетный замысел и характеристику главных действующих лиц будущего сценария. В сценарии должно быть дано описание полных и последовательных действий, диалогов и т. д., то есть это законченное кино-, теле-или радиодраматичний произведение.

Следует иметь в виду, что создателем аудиовизуального произведения являются не только автор литературного сценария. Авторы музыкальных произведений, использованных в произведении, режиссеры, художники-постановщики, операторы и т. д. - все они являются создателями аудиовизуального произведения. Но сейчас речь идет о договоре на создание только литературного сценария, который должен быть идейно-художественной основой аудиовизуального произведения.

Сторонами в договоре всегда есть автор (сценарист) и организация (предприятие), на основе литературного сценария должна создать аудиовизуальное произведение или произведение для радиовещания. В работе над сценарием могут участвовать несколько авторов - авторы диалогов, текстов, музыки и т. д.. В таком случае все они стороной в договоре. Сценарный договор может быть заключен также с правопреемниками автора.

Контрагентом автора в сценарном договоре является организация любой формы собственности, осуществляющей производство аудиовизуального произведения или иным способом должен использовать литературный сценарий.

Заключение сценарного договора порождает для сторон определенные права и обязанности в основном такие, как и в любом другом авторском договоре. Однако в сценарном договоре есть свои особенности, которые обусловили характер прав и обязанностей. По этому договору автор передает или обязуется создать и передать литературный сценарий для аудиовизуального произведения или радиовещания. Если автор берет на себя обязанность создать произведение, то в договоре определяется срок выполнения такого заказа, которого автор должен следовать. По общему правилу, в договоре может быть условие, по которому автор в течение определенного срока не может передать это же литературный сценарий другим организациям для использования.

Если организация, которая взялась использовать литературный сценарий, в результате предварительного его рассмотрения придет к выводу, что сценарий следует доработать, то автор обязан это сделать в оговоренный срок.

На автора литературного сценария может быть положено по договору обязанность участвовать в работе по реализации сценария (консультирование режиссера-постановщика, актеров для трактовки сцен, образов действующих лиц, обстоятельств действий и т. п.).

В свою очередь организация-постановщик обязуется по договору предоставлять автору необходимые консультации и другую помощь. Однако она не имеет права без письменного согласия автора вносить изменения в литературного сценария, его названия, а также для обозначения имени автора. Организация должна указывать фамилию автора во всех случаях использования произведения - литературного сценария.

По общим правилам, выработанные практикой, организация-пользователь литературного сценария вправе расторгнуть договор и взыскать с автора все выплаченные ему по договору суммы в следующих случаях:

- Литературный сценарий не представлен в срок, обусловленный договором, или в сроки, определенные для доработки сценария;

- Представлен литературный сценарий не соответствует требованиям и условиям договора;

- Автор литературного сценария отказался вносить в него исправления и доработки, предложенные организацией-пользователем в соответствии с договором и творческой заявки

- Автор литературного сценария без письменного согласия организации-пользователя, с которой заключен сценарный договор, передал этот самый литературный сценарий для использования третьему лицу;

- Без письменного согласия организации-заказчика литературного сценария автор привлекал к его написанию третьих лиц;

- Суд признал недобросовестность автора при написании заказанного ему литературного сценария.

Договор художественного заказа - соглашение, по которому автор обязуется создать и передать заказчику в обусловленный договором срок произведение изобразительного искусства, а заказчик обязан принять выполненную работу и оплатить ее стоимость. Это договор консенсуальный, двусторонний и возмездных.

Указанный договор используется для регулирования отношений автора и заказчика достаточно широко, поскольку часто возникает необходимость создать произведение изобразительного искусства само по заказу. Как правило, инициатива заключения этого договора исходит не от автора, а от заказчика, потому что именно у него возникает потребность в создании определенного произведения. Цель создания произведения изобразительного искусства может отличаться сфера его действия достаточно широкая. Это могут быть различные формы живописи, скульптуры, фотографии и т. п., предназначенные для отделки жилья, парков и т. д., для увековечения памяти государственных или общественных деятелей или близких родственников и т. д..

Договор художественного заказа имеет две особенности. Первая заключается в том, что заказчиком может быть любое лицо - физическое, юридическое, иностранный гражданин, лицо без гражданства, иностранное юридическое лицо. При этом особого значения не имеет, является организация-заказчик юридическим лицом. Заказчиком может выступать и организация, права юридического лица не имеет, она сама является частью юридического лица.

Второй особенностью договора художественного заказа является то, что заказчик не обязан выпускать произведение изобразительного искусства в мире. Он может это сделать, а может и не делать - это его право.

Сторонами договора художественного заказа могут быть как физические, так и юридические лица. О заказчике говорилось выше. Контрагентом в этом договоре выступает сам автор. Не имеет значения, кто будет автором - гражданин Украины, иностранец или лицо без гражданства. Не имеет значения и возраст автора, им может быть и несовершеннолетний автор.

Часто исполнителем заказа на создание произведения изобразительного искусства выступает не сам автор, а организация, к которой принадлежит автор, например художественные мастерские. Но в таком случае это будет уже не договор художественного заказа, особенностью которого является именно то, что он заключается с автором.

Объектом договора художественного заказа является произведение изобразительного искусства. Понятие "произведение изобразительного искусства" охватывает довольно широкий круг произведений. Это живопись, графика, сульптура, произведения декоративно-прикладного искусства, монументально-декоративного и оформления, а также фотографические произведения и произведения, полученные способом, аналогичным фотографии.

Права и обязанности сторон по договору художественного заказа. Автор прежде обязан создать и передать заказчику произведение изобразительного искусства. Он исполняет произведение в два этапа. Сначала он должен выполнить эскиз будущего произведения, согласовать его с заказчиком и только на основе согласованного эскиза выполнять само произведение. Автор по собственной инициативе может сделать несколько эскизов на выбор заказчику. Однако оплате подлежит лишь один эскиз.

Принято считать эскиз одобренным, если в течение 15 дней со дня его передачи заказчику от него не поступило возражений. Сама работа считается принятой, если в течение ЗО дней со дня его передачи от заказчика не поступит письменное мотивированный отказ в принятии работы. Заказчик может также предложить автору доработать произведение в желаемом аспекте, но он четко сформулировать свои пожелания.

Произведение может быть отклонен в результате творческой неудачи автора, в таком случае выплачен автору аванс не возвращается, и сама выполнена работа возвращается автору.

Как уже отмечалось, заказчик обязан принять произведение, если он выполнен в соответствии с условиями договора, и оплатить его стоимость. После этого произведение переходит в собственность заказчика, который вправе распорядиться им по своему усмотрению, однако с соблюдением законодательства об авторском праве. Все подготовительные материалы (эскизы, этюды и т. д.), сделанные автором в процессе работы над произведением, является его собственностью, если стороны не договорились об ином.

Заказчик вправе расторгнуть договор художественного заказа в следующих случаях:

- Автор в обусловленный договором срок не передал произведение заказчику;

- Произведение не соответствует условиям договора;

- Автор отказывается внести изменения или исправления, предложенные заказчиком в рамках договора;

- Автор не следовал условия о личном выполнении работы или суд доказал недобросовестность выполнения автором обусловленной работы.

Если ошибка не завершен не по вине автора, то заказчик обязан оплатить выполненную часть работы. Размер платы в таком случае определяется с учетом размера обусловленного вознаграждения за работу в целом и процента выполненной части.

Довольно часто произведения изобразительного искусства выполняются по заказам граждан. В таком случае право собственности на произведение переходит заказчику-граж-дянина, однако по авторам хранятся его авторские права. Статья 12 Закона Украины "Об авторском праве и смежных правах" гласит: "Авторское право и право собственности на материальный объект, в котором выражено произведение, не зависят друг от друга. Отчуждение материального объекта, в котором выражено произведение, не означает отчуждения авторского права и наоборот "1.

Из этой статьи следует, что автор произведения изобразительного искусства, право собственности на материальный объект которого принадлежит другому лицу, сохраняет за собой все авторские права, в том числе право на воспроизведение и распространение. Безусловно, такая норма весьма существенно ограничивает права собственника материального объекта произведения. Так, например, по заказу гражданина было изготовлено надгробный памятник, который является оригинальным и ценным произведением высокого художественного уровня. Автор этого произведения решил воспроизвести то в миниатюрах, то в листовках и размножить. Владелец памятника не может возражать. Но учитывая те или иные соображения владелец материального объекта произведения может этого не желать, более того, это может нанести ему определенный материальный или моральный ущерб. Однако автор произведения не отвечать в таком случае перед заказчиком, поскольку действовал в рамках закона. Очевидно, законодательство в этой части следовало бы усовершенствовать.

Договор об использовании произведения декоративно-прикладного искусства. Ранее произведение декоративно-прикладного искусства заинтересованное лицо могло использовать без договора с его автором, если произведение было уже опубликован, но с выплатой авторского вознаграждения. Действующий Закон Украины "Об авторском праве и смежных правах" не предусматривает внедоговорного использования произведения декоративно-прикладного искусства, поэтому такое произведение во всех случаях может быть использован только на основании договора с автором.

По договору об использовании произведения декоративно-прикладного искусства автор обязуется передать или создать и передать произведение декоративно-прикладного искусства промышленному предприятию, которое обязуется выплатить автору обусловленное договором вознаграждение и выпустить произведение в свет на промышленной основе.

Объектом указанного договора являются произведения декоративно-прикладного искусства. Желательно, чтобы произведение не было еще опубликован, но закон такого требования не содержит. Понятно, неопубликованный произведение, использованный на промышленной основе, будет иметь больший спрос на рынке, поэтому пользователи-предприниматели могут включить в договор условие о том, что произведение декоративно-прикладного искусства должно быть неопубликованный.

В соответствии со ст. 432 нового ГК Украины имущественные права на объект, созданный по заказу-нием, принадлежат создателю этого объекта и заказчику совместно, если иное не установлено договором.

Законодательство не определяет, что следует понимать под произведениями декоративно-прикладного искусства. Есть лишь примерный перечень таких произведений, которые могут быть объектом указанного договору1.

В указанном приложении "Минимальные ставки авторского вознаграждения за воспроизведение произведений изобразительного искусства и тиражирование в промышленности произведений декоративно-прикладного искусства и порядок их применения" приведены более 20 различных произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, которые могут быть использованы на промышленной основе. К ним относятся: скульптура, живопись (воспроизведение), графика (тиражирование эстампов), произведения живописи, графики, скульптуры, художественной фотографии, декоративно-прикладного искусства, которые используются как элементы оформления промышленной продукции (спортивных, кондитерских и других промышленных изделий, ящиков, коробок, сумок, футляров, пакетов, упаковок, обложек, этикеток, почтовых марок, флаковни т. д.), произведения из керамики, произведения из дерева, рога, кости, камни, произведения из стекла, металла, пластмасс, произведения декоративного ткачества, произведения ручного и машинного вязания; ковры и ковровые изделия, изделия с вышивкой, плетение из бисера; текстильная галантерея, игрушки, предметы-украшения, в том числе ювелирные изделия из драгоценного металла и неблагородного; моделирования одежды и обуви (при наличии характерных особенностей, которые дают основание для отнесения их к произведениям декоративно-прикладного искусства); мебель, обои; клеенка, пленка; плитка керамическая.

Это, в частности, произведения утилитарного, сувенирного или декоративного назначения, имеют оригинальные художественно-эстетические свойства: художественные изделия бытового назначения, удовлетворяющие практические потребности, а также украшением среды и человека. К этой категории относятся салфетки, ковры, платки, обувь, изделия из кожи, кости, пластмасс, игрушки, значки, сувениры, изделия из стекла, фарфора, металла; ювелирные и галантерейные изделия.

Стороны договора. Особенностью указанного договора является то, что стороной в этом договоре всегда промышленное предприятие любой формы собственности, может использовать произведение декоративно-прикладного искусства. Следовательно, по этому договору одной из сторон является автор, создал и передал или обязуется создать и передать для использования произведение, а контрагентом является промышленное предприятие, обязуется выпустить произведение в свет на промышленной основе. Произведение должно быть пригоден для использования именно на промышленной основе и соответствовать определенным художественно-эстетическим требованиям.

Содержание договора об использовании в промышленности произведения декоративно-прикладного искусства составляют права и обязанности сторон, вытекающие из договора. Как уже отмечалось, автор обязан передать готовый к использованию произведение в обусловленный договором срок.

Авторы по своему правовому статусу делятся на две категории. Одну составляют штатные художники промышленного предприятия, где будет использовано произведение, вторую - художники, не связанные с указанным предприятием трудовым договором. Но речь идет только о художниках. Иногда произведение декоративно-прикладного искусства может быть создано не штатным художником предприятия, где он работает, а другим работником, который не является штатным художником. В таком случае с ним должен быть заключен договор об использовании произведения, тогда как штатному художником такого договора заключать не нужно, поскольку отношения между ним и предприятием регулируются трудовым договором.

Если произведение декоративно-прикладного искусства создал штатный художник, а затем это произведение передано на другие предприятия для использования, то с его автором должен быть заключен соответствующий договор, поскольку для других предприятий автор произведения не является штатным художником.

Авторское вознаграждение за использование произведения декоративно-прикладного искусства определяется соглашением сторон в зависимости от многих факторов, в частности нормы выработки, а также тиража.

Ответственность сторон по договору наступает по общим правилам.

Договор о создании аудиовизуального произведения. Это обновленный договор в действующем законодательстве об авторском праве. Отменена в 1994 г. в. 483 ГК УССР предусматривала авторское право на кинофильмы, радио-и телевизионные передачи. В ст. 17 Закона Украины "Об авторском праве и смежных правах" говорится об отдельном виде авторских договоров - договор о создании аудиовизуального произведения.

Аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из набора связанных между собой изображений, создающих ощущение движения, с сопроводительным звучанием или без него, которое можно видеть, а при наличии сопроводительного звучания - слышать.

К аудиовизуальным произведениям относятся кинематографические и другие произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим, - такие, как телевизионные способы фиксации изображений с сопровождающим звучанием на магнитных пленках, пластинках, дисках и т. д.. Итак объектом договора на создание аудиовизуального произведения могут быть приведены произведения.

Однако своеобразие объектов этого договора состоит в том, что аудиовизуальное произведение составляют составляющие, которые, в свою очередь, могут быть отдельными объектами авторских договоров. Основой аудиовизуального произведения, как уже отмечалось, является литературный сценарий. Кроме сценария, аудиовизуальное произведение составляют диалоги, ^ музыкальные произведения, тексты песен, последовательность движений и т. д..

Многообразие составляющих аудиовизуального произведения приводит численность его создателей - авторов. Поэтому одной из сторон могут быть авторы сценариев, диалогов, музыкальных произведений, специально созданных для аудиовизуального произведения, режиссеры постановщики, художники-постановщики, операторы и т. д.. Для создания отдельных элементов аудиовизуального произведения могут привлекаться и другие специалисты и художники.

Особенность указанного договора состоит в том, что контрагентом в нем могут быть два человека - организация, осуществляющая производство аудиовизуального произведения, или продюсер. Такими организациями являются киностудия, телестудия и другие, имеющие своим родом занятий создания аудиовизуальных произведений. Это могут быть организации любой формы собственности, но с правами юридического лица.

Продюсер - лицо, которое организует или организует и финансирует постановку аудиовизуального произведения. Авторы по своему выбору могут заключать авторские договоры как с организацией, осуществит производство аудиовизуального произведения, так и с продюсером.

Авторские договоры заключаются между организацией, обязуется осуществить производство аудиовизуального произведения, или с продюсером и с каждым из авторов отдельных произведений, составляющих в целом аудиовизуальное произведение. Они являются авторами отдельных видов произведений, специально созданные для данного аудиовизуального произведения и вошли составной частью в всего аудиовизуального произведения. При этом не имеет значения, создано это произведение специально для аудиовизуального произведения раньше или в процессе работы над ним, или эти произведения вообще существовали ранее (например, музыка, текст песен и т. п.). Итак, автор ранее созданного произведения, переработанного (или не переработанного), но включенного составной частью в аудиовизуальное произведение также считается соавтором аудиовизуального произведения.

Заключение авторского договора на создание аудиовизуального произведения (или на передачу прав на ранее созданные произведения) влечет за собой передачу авторами этих произведений (или другими владельцами авторских прав на ранее созданные произведения) производителю аудиовизуального произведения исключительных прав на использование аудиовизуального произведения, если иное не предусмотрено авторским договором.

Однако автор музыкального произведения с текстом или без текста, созданного специально для аудиовизуального произведения, как исключение из общего положения, сохраняет право на получение вознаграждения за использование этого музыкального произведения при каждом его публичном исполнении или публичном извещении, а также сдачи в аренду экземпляров аудиовизуального произведения.

Это означает, что авторы, внесшие вклад или обязались сделать вклад в создание аудиовизуального произведения и передать имущественные права организации, осуществляющей производство аудиовизуального произведения, или продюсеру, не имеют права возражать против воссоздания, распространения, публичного оповещения и исполнения, передачи в эфир и по проводам для всеобщего сведения или против любого другого публичного оповещения произведения, а также против субтитрования и дублирования его текста. Но эта норма не касается музыкальных произведений, включенных в аудиовизуальное произведение.

Авторы произведений, вошедших как составная часть в аудиовизуальное произведение (как существовавших ранее, так и созданных в процессе работы над аудиовизуальным произведением), сохраняют авторское право каждый на свое произведение и могут самостоятельно использовать его независимо от аудиовизуального произведения в целом. Однако в договоре с организацией, осуществляющей производство аудиовизуального произведения, или с продюсером может быть предусмотрено иное.

Производитель аудиовизуального произведения вправе при любом использовании этого произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.

Ответственность сторон в договоре на создание аудиовизуального произведения за нарушение условий договора наступает по общим правилам.

Договор о передаче (уступке) исключительных имущественных авторских прав. В ст. 31 Закона Украины "Об авторском праве и смежных правах" говорится о передаче автором, другими лицами, имеющими авторское право, и их правопреемниками любой другому лицу именно имущественных прав.

Что представляет собой договор о передаче (уступке) авторского права. Об этом прямо сказано в п. 1 ст. 31 этого закона. Вопрос возникает о том, как следует понимать передачу (уступку) имущественных прав автора, о уступка идет.

В общепринятом смысле понятие "уступки" есть не что иное как отказ от чего-либо. Такое толкование дает и Г. Ф. Шершеневич. Он пишет: "Как имущественное право, авторское право подлежит отчуждению со стороны автора. Переход авторского права осуществляется законным наследованием, завещанию, договору" 1. Итак, речь идет именно об отчуждении имущественных прав автора. Иначе говоря, автор имеет право продать свои имущественные права, подарить их, обменять на другие права и т. п.. Только в таком смысле следует понимать высказывание закона "передача (уступка) авторского права".

Договор о передаче (уступке) авторского права - это консенсуальный договор, по которому автор или его правопреемники передают свои имущественные права на произведение другому лицу на неопределенный срок. Настоящий договор может быть платным и бесплатным. Безусловно, автор или его правопреемники могут передавать весь комплекс имущественных прав. Они при определенных условиях полностью отказываются от своих имущественных прав, передавая их в собственность другого лица. Однако в договоре об этом должно быть четко сказано. Эта же ст. 31 Закона содержит предписание: "Имущественные права, передаваемые по авторскому договору, должны быть в нем определены. Имущественные права, не указанные в авторском договоре как отчуждаемые, считаются не переданными".

Объектом данного договора являются имущественные права автора. Перечень имущественных прав автора приведен в ст. 15 Закона Украины "Об авторском праве и смежных правах", причем он не является исчерпывающим.

Стороной в договоре может быть сам автор или его правопреемник. К пра-вонаступникив относятся наследники и другие лица, к которым авторское право перешло по закону или договору. Такими лицами могут быть как физические, так и юридические лица.

Контрагентом в таком договоре также может быть любое физическое или юридическое лицо. Имущественные права автора - объект гражданского оборота и, следовательно, по данному объекту могут совершаться любые гражданские сделки.

Этот договор бессрочный, но его действие сохраняется только в пределах действия самого авторского права. Однако здесь могут возникнуть неразрешимые проблемы. Если владельцем имущественных прав автора стала другая физическое или юридическое лицо, то возникает вопрос, какой срок действия указанных прав. Представляется, что этот срок должен устанавливаться в соответствии с законом, то есть его следует определять по лицом автора. Например, автор продал свои имущественные права другому лицу и после продажи прожил еще 20 лет. Итак, у приобретателя имущественных прав автора они сохраняют силу до смерти автора и 70 лет после его смерти.

Ответственность за нарушение условий договора о передаче (уступке) авторского права наступает по общим правилам об ответственности по обязательствам (ст. 34 Закона).

Договор о передаче права на использование произведения. Закон Украины "Об авторском праве и смежных правах" в редакции от 23 декабря 1993 содержал две статьи, посвященные передаче права на использование произведения: право на неисключительную или исключительную лицензию и отдельно договоры на право использования произведения (статьи 28-29 Закона в указанной редакции).

В редакции этого же Закона от 11 июля 2001 законодатель отказался от разделения договора на передачу права на использование произведения на два вида и от термина "исключительная и неисключительная лицензия".

Договор на передачу права на использование произведения (ст. 31 Закона Украины "Об авторском праве и смежных правах" в редакции от 11 июля 2001) дает возможность автору или другому лицу, имеющему авторское право, предоставлять другим лицам разрешение на использование произведения каким-либо одним или всеми способами на основании авторского договора. Такая передача права на использование произведения осуществляется на основе авторского договора о передаче исключительного права на использование произведения или на основании авторского договора о передаче невиключ-ного права на использование произведения.

По договору о передаче исключительного права на использование произведения передается исключительное право на использование произведения определенным способом и в установленных пределах только одному лицу, которому эти права передаются, и предоставляет этому лицу право разрешать или запрещать подобное использование произведения другим лицам. При этом за лицом, передающим исключительное право на использование произведения, остается право на использование этого произведения только в части, не переданы.

По авторскому договору о передаче неисключительного права на использование произведения другому лицу передается право использовать произведение определенным способом и в установленных пределах. Лицо, передавшее это неисключительное право другому лицу, сохраняет за собой право на использование произведения и на передачу неисключительного права на использование произведения другим лицам.

Права на использование произведения, передаваемые по авторскому договору, считаются неисключительными, если в договоре не предусмотрена передача исключительных прав на использование произведения.

Указанные договоры еще не получили широкого применения и такой практики пока нет. Следовало бы разработать образец такого договора.

Авторский договор об издании произведения за свой счет. В последнее время распространились издание литературных произведений за счет самого автора. Бывают ситуации, когда автору крайне необходимо издать произведение быстрее. Всего в этом заинтересованы соискатели научных степеней. В соответствии с установленными требованиями соискатель докторской степени может быть допущен к защите докторской диссертации только при наличии монографии не менее 10 печатных листов. Издательства мало заинтересованы в издании таких научных работ, поскольку они не приносят ожидаемой прибыли. Поэтому авторы таких монографий прибегают к заключению с издательствами издательского договора на издание монографии за свой счет.

Авторы по такому договору обязаны внести в кассу издательства необходимую сумму, которая возместила производственные расходы. Эту сумму определяет издательство и согласовывает ее с автором. Вносится она к изданию произведения. Сумма может внести сам автор или другие лица, заинтересованные в издании произведения или хотят помочь автору с благотворительной целью. Так, названную сумму может внести учебное или научное учреждение, где работает автор, или другое лицо, которое намерено оказать помощь автору.

Издательство принимает на себя обязанность выдать заказанный и оплаченный произведение в обусловленный договором срок. В таком случае автор обязуется распространение произведения. Вырученные от реализации произведения суммы являются собственностью автора, если иное не предусмотрено договором.

Как правило, договор об издании произведения за счет автора заключается на издание научных произведений. Но действующее законодательство не содержит каких-либо препятствий для издания таким образом любого другого произведения - литературного, художественного и т. п..

Указанный договор должен соответствовать всем установленным требованиям.

Ответственность за нарушение условий договора наступает по общим правилам.

Договоры об использовании объектов смежных прав. Это совершенно новый вид договоров, по соей природе также авторскими, поскольку речь идет об использовании результатов творческой деятельности.

Согласно Закону Украины "Об авторском праве и смежных правах" объектами смежных прав являются исполнения произведения, фонограммы и программы вещания. Безусловно, выполнение произведения может стать объектом использования только при определенной фиксации, в том числе трансляции и ретрансляции. Фонограммы и программы вещания - это уже объективирован результаты творчества, и поэтому они также могут быть объектами любого использования.

Таким образом, объектами смежных прав является исполнение произведений, фонограммы и программы вещания. Исполнители, производители фонограмм, видеограмм и организации вещания должны исключительные права на указанные объекты, их использование другими лицами может иметь место только на основании соответствующего договора пользователей с владельцами смежных прав. Следовательно, возникла новая группа авторских договоров.

Объектами этих договоров является выполнение произведения, фонограмма, видеограмма или программа вещания.

Субъектами договоров являются исполнители, производители фонограмм, видеограмм и организации вещания - владельцы исключительных смежных прав, их контрагентами в договоре могут быть любые другие физические или юридические лица - пользователи указанных объектов смежных прав.

Исполнителями признаются актеры (театра, кино и т. д.), певцы, музыканты, дирижеры, танцоры и другие лица, которые играют роль, поют, читают, декламируют, играют на музыкальных инструментах или любым другим способом исполняющих литературные или искусства, включая произведения фольклора , а также другие лица, занимающиеся такой же творческой деятельностью, в том числе исполняющие цирковые, эстрадные, кукольные номера. Производители фонограмм, видеограмм - физические или юридические лица, которые впервые совершили запись любого исполнения или других звуков на фонограмме, изображение в грамме.

Организации вещания - юридические лица, постоянное местонахождение которых в пределах Украины.

Содержание договоров об использовании объектов смежных прав определяется условиями договоров. Так, исполнителям принадлежит исключительное право разрешать или запрещать публичное сообщение их выполнения, фиксацию на материальном носителе ранее незафиксированного выполнения и передачу в эфир и по проводам их выполнения. К исключительным правам исполнителей принадлежат также права воспроизводить, распространять способом первой продажи или иной передачи в собственность или владение или способом аренды или проката фонограмм, на которых зафиксировано их выполнения, независимо от первой продажи и иной передачи в собственность или владение.

Производители фонограмм и видеограмм имеют исключительное право разрешать или запрещать их воспроизведение, распространение экземпляров способом первой продажи, иного отчуждения, а также путем сдачи внаем, в аренду, прокат независимо от первой продажи, а также на переработку, импорт фонограмм.

Организации вещания имеют исключительное право разрешать или запрещать публичное оповещение своих программ путем их ретрансляции, фиксации на материальном носителе, воспроизведение своих передач, оповещения в эфир и по проводам, публичного оповещения передач в местах с платным входом, а также запрещать распространение на территории Украины или с территории Украины сигнала, несущего программы.

Любое использование объектов смежных прав в любой вышеприведенный способ должно быть оформлено соответствующим авторским договором владельца исключительного права с пользователем.

Исключительные права исполнителей и производителей фонограмм и видеограмм могут передаваться другим лицам на основании договора, в котором определяются способ использования исполнения, фонограммы, размер и порядок выплаты вознаграждения, срок действия договора, срок использования исполнения или фонограммы и другие условия.

Организациям вещания принадлежит право на получение вознаграждения за любое использование их передач.

Размер вознаграждения определяется соглашением сторон.

Договоры об управлении имущественными правами авторов. Закон Украины "Об авторском праве и смежных правах" предусматривает возможность образования специальных организаций для управления имущественными правами авторов на коллективной основе. Целесообразность такой формы управления имущественными правами авторов не вызывает никакого сомнения. Такие организации действуют на основе и в пределах полномочий, добровольно переданных им авторами и другими лицами, которые имеют авторское право или смежные права.

Полномочия на коллективное управление имущественными правами передаются авторами и другими лицами, которые имеют авторское право и смежные права, непосредственно на основе письменных договоров.

Итак, объектом указанных договоров являются имущественные права авторов и их правопреемников. Это могут быть имущественные права в своей полной совокупности или отдельные имущественные права.

Сторонами в этих договорах есть, с одной стороны, авторы и их правопреемники, с другой - организации, создаваемые для управления имущественными правами авторов и их правопреемников на коллективной основе. Указанные организации не вправе заниматься коммерческой деятельностью. На них не распространяются ограничения, предусмотренные антимонопольным законодательством.

Содержание договоров об управлении имущественными правами авторов и их правопреемников. На основе полученных полномочий организации, управляющие имущественными правами на коллективной основе, имеют определенные права и обязанности. Прежде они предоставляют лицензии пользователям произведений и объектов смежных прав. Все спорные вопросы, возникающие между авторами, их правопреемниками и пользователями рассматривают указанные организации, выдавшие такие лицензии.

Содержание полномочий, передаваемых авторами и их правопреемниками организациям, управляющие их имущественными правами, определяются договорами.

Лица, осуществляющие использование произведений, обязаны предоставлять точную информацию:

о перечне и программы публичного использования произведений, исполнения, фонограмм, программ вещания;

отчеты о полученных прибылях, надлежащим образом заверены.

Такую информацию пользователи произведений обязаны предоставлять авторам и другим лицам, имеющим авторское право и смежные права, их представителям, а также организациям, управляющим имущественными правами на коллективной основе.

Пользователи обязаны выплачивать автору или его представителям вознаграждение в обусловленный договором срок и в определенном размере.

Организации, управляющие имущественными правами на коллективной основе, вправе резервировать на своем счету суммы невостребованного вознаграждения, поступившего им от пользователей. После трех лет с момента поступления на счет организации сумм невостребованного вознаграждения эти суммы могут быть использованы для очередных выплат или направлены на другие цели, предусмотренные их уставами, в интересах лиц, имеющих авторское право и смежные права.


Получите консультацию юриста онлайн!