Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними. Несовершеннолетние, не достигшие 15 лет, за действующим законодательством не отвечают за вред, причиненный ими другим лицам, в том числе за причинение вреда с использованием источника повышенной опасности (ст. 14 ГК УССР). Согласно ст. 446 ГК УССР за вред, причиненный несовершеннолетним в возрасте до 15 лет, несут ответственность перед потерпевшими его родители (усыновители) или опекуны при наличии общих оснований вдповидальности, предусмотренных ст. 440 ГК УССР, то есть поведение указанных ответственных лиц должно быть противоправным и виновным. При этом под их виной следует понимать неосуществление должного надзора за детьми в момент причинения вреда или безответственное отношение к их воспитанию или неправомерное использование родительских прав, попустительство шалостям, хулиганским действиям, безнадзорность детей, отсутствие к ним внимания и др.. Поэтому ответственные лица не могут освободиться от ответственности, пытаясь доказать свою невиновность ссылкой, в частности, следующие обстоятельства:
1) отсутствие их дома в момент причинения подростком вреда;
2) вред причинен детьми тогда, когда они гостили у родственников, знакомых;
3) проживание отдельно от ребенка и если брак с матерью (отцом) ребенка расторгнут или признан недействительным.
К ответственности привлекаются оба родителя ребенка, так как мать и отец имеют равные права и обязанности в отношении своих детей (ст. 59 Кодекса о браке и семье Украины). Ответственность родителей должна иметь частичный характер, поскольку каждый из родителей несовершеннолетнего возмещает причиненный вред в связи с собственными виновными действиями (бездействием). Ссылка родителей на то, что один из них или оба проживают отдельно от детей, не в счет, потому что "родители пользуются равными правами и имеют равные обязанности в отношении своих детей и в случаях, когда брак между ними расторгнут" (ст. 59 Кодекс о браке и семье Украины).
Иногда бывают случаи, когда вред причинен ребенком, родители которого не состоят в зарегистрированном браке. В данном случае отвечают оба родителя, если в отношении ребенка установлено отцовство. Если нет - отвечает только мать, потому что на нее возложена юридическая обязанность воспитывать внебрачного ребенка и осуществлять за ней надзор. Отец внебрачного ребенка, в отношении которого отцовство не установлено, должен отвечать, если он предназначен опекуном. За вред, причиненный несколькими несовершеннолетними, не достигшими 15 лет, их родители (усыновители), опекуны несут частичную ответственность в зависимости от степени их вины в воспитании своего ребенка.
На основании ст. 454 ГК УССР суд может уменьшить размер возмещения вреда родителями (усыновителями) или опекунами зависимости от их имущественного положения (п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Украины от 27 марта 1992 p.).
Родители, лишенные родительских прав, за вред, причиненный подростком, не соответствуют, потому что они отстраняются от участия в воспитании ребенка и осуществлении за ней надзора.
По новому ГК Украины на родителей, лишенных родительских прав, суд может возложить ответственность за вред, причиненный их несовершеннолетними детьми в течение трех лет после лишения родителей родительских прав, если поведение несовершеннолетнего, повлекшее ущерб, стала следствием ненадлежащего осуществления ими обязанности по воспитанию несовершеннолетнего. Эта норма является целесообразной, поскольку она определенным образом гарантирует возмещение вреда потерпевшему за счет родителей даже в случаях, когда они лишены родительских прав.
Если несовершеннолетний, не достигший 15 лет, причиняет вред, когда он находился под надзором учебного, воспитательного или лечебного учреждения, они несут имущественную ответственность за вред, если не докажут, что вред возник не по их вине (ст. 446 ГК УССР) . К названным учреждениям относятся школы всех профилей (общие, специальные, интернаты), детские площадки, детские комнаты, детские сады, детские ясли, санатории, больницы и т. д.. Под виной указанных организаций следует понимать вину их рабочего (рабочих), которая заключается в неосуществлении им (ими) надлежащего надзора за подростком в момент причинения вреда. Соответствующее юридическое лицо вправе требовать по суду от виновного работника возмещения убытков по нормам трудового законодательства.
Если вред причинен несовершеннолетними как по вине их родителей (усыновителей), оипкунив, так и по вине учебных, воспитательных или лечебных учреждений, то применяется принцип долевой ответственности названных физических и юридических лиц в соответствии со степенью их вины.
Указанный в ст. 446 ГК УССР перечень физических и юридических лиц, которые несут вдповидальнисть за вред, причиненный несовершеннолетним, является исчерпывающим и распространенном толкованию не подлежит.
Новый ГК Украины расширил круг лиц, которые могут быть субъектами ответственности за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте до 15 лет. Это физические лица, обязаны в соответствии с законом или договором осуществлять воспитание несовершеннолетнего, юридические лица - воспитательные, лечебные учреждения (например, детские дома), по закону является опекуном несовершеннолетнего. Приведенная норма гражданско-правовой гарантией возмещения вреда, причиненного несовершеннолетним.
Согласно ст. 447 ГК УССР несовершеннолетние в возрасте от 15 до 18 лет несут ответственность за причиненный ими вред другим лицам на общих основаниях (статьи 440, 445 и 450 ГК УССР). В случае если у них нет имущества или заработка, достаточного для возмещения причиненного ими ущерба, она в соответствующей части должен быть возмещен их родителями (усыновителями), попечителями при их неправомерного виновного поведения, которая способствовала возникновению вреда. Следовательно, наряду с причинителя вреда отвечают их родители (усыновители), опекуны. Другие физические лица, а также юридические лица не отвечают за вред, причиненный несовершеннолетними указанного возраста.
Новый ГК Украины расширил круг субъектов ответственности за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, за счет включенных в указанный круг детских учреждений, которые по закону являются их попечителями.
Если вред причинен несовершеннолетним при исполнении им трудовых обязанностей, перед потерпевшим отвечает юридическое лицо, с которым подросток находится в трудовых отношениях (ст. 441 ГК УССР). Она имеет право предъявить к подростку регрессный иск в суд о возмещении убытков по нормам трудового законодательства.
По своему характеру ответственность родителей (усыновителей), попечителей является дополнительной или субсидиарной. ее смысл заключается в том, что ответственность указанных лиц является производной от ответственности несовершеннолетних, т. е. их ответственность возможна, если подростки привлечены к ответственности. Вследствие этого исключается ответственность родителей (усыновителей), опекунов при отсутствии ответственности подростков.
По искам о возмещении вреда, причиненного несовершеннолетними в указанном возрасте, суды не только по просьбе истца, но и по собственной инициативе должны привлекать к участию в деле в качестве соответчиков их родителей (усыновителей) или попечителей. На имущество или иные доходы указанных лиц взыскание обращается только при отсутствии у несовершеннолетних имущества, заработка или других доходов, достаточные для возмещения вреда.
При причинении вреда совместными действиями нескольких несовершеннолетних, происходящих от разных родителей, ответственность родителей (усыновителей) или попечителей определяется по принципу долевой ответственности в зависимости от степени их вины. Сами несовершеннолетние отвечают перед потерпевшими солидарно.
Обязанность родителей (усыновителей) или попечителей по возмещению вреда прекращается при достижении несовершеннолетними 18 лет или появления у него до достижения им совершеннолетия имущества или заработка, достаточных для возмещения вреда. При этом не имеет значения в состоянии причинитель, достигший совершеннолетия, самостоятельно возместить ущерб. Однако само по себе наступления указанных обстоятельств не может автоматически прекратить ответственность родителей (усыновителей) или попечителей по возмещению вреда. Они имеют право предъявить иск в суд об освобождении их от дополнительной (субсидиарной) ответственности по возмещению вреда, причиненного их детьми в возрасте от 15 до 18 лет.
Поскольку родители (усыновители) или попечители несут ответственность за собственную неправомерное виновное поведение, они после возмещения вреда не могут требовать от своих детей уплаченных ими средств, даже если их дети в настоящее время достигли 18 лет.
Ответственность за вред, причиненный гражданином, признанным недееспособным. Гражданин, признанный недееспособным, не отвечает за причиненный им вред (ст. 16 ГК УССР). Субъектами вдповидальности есть опекуны или юридические лица, которые обязаны осуществлять надзор за недееспособными лицами (ст. 448 ГК УССР). Ответственность указанных физических и юридических лиц наступает при наличии общих оснований ответственности (ст. 440 ГК УССР). Под виной опекуна или юридического лица следует, понимать нездийсненнии надзора за недееспособным на момент причинения им вреда.
Ответственность за вред, причиненный гражданином, не способным понимать значение своих действий. Иногда лица вполне дееспособные не могут понимать значения своих действий или руководить ими вследствие, например, внезапной потери сознания или в состоянии аффекта. Учитывая возможность таких жизненных ситуаций, в. 449 ГК УССР предусматривает, что дееспособный гражданин, причинивший вред в таком состоянии, не отвечает за причиненный им вред, поскольку он невиновен. Для освобождения от ответственности причинитель вреда должен доказать, что он в момент причинения им вреда не понимал значения своих действий или не управлял ими. Одним из доказательств болезненного положения причинителя и, следовательно, отсутствие его вины является заключение судебно-психиатрической экспертизы. В постановлении о назначении экспертизы перед экспертами ставится вопрос: мог дееспособный причинитель вреда понимать значение своих действий или руководить ими в момент причинения вреда? Статья 449 ГК УССР не распространяется на случаи причинения вреда источником повышенной опасности.
Поскольку владелец источника повышенной опасности отвечает независимо от вины, он не может быть освобожден от ответственности на основании того, что, например, водитель, который является владельцем источника повышенной опасности, потерял сознание и как невиновный не мог предотвратить наезд на гражданина.
Бывают случаи, когда вред причинен лицом, которое не могло понимать значения своих действий или руководить ими вследствие психической болезни или слабоумия и при этом не признана в судебном порядке недееспособным и над ней не установлена опека. Возникает вопрос, кто будет субъектом ответственности за причиненный ущерб? Современная судебная практика в подобных ситуациях распространяет в. 449 ГК УССР, хотя последняя рассчитана на дееспособных лиц как причинителя вреда. Поэтому можно констатировать в этом вопросе пробел в гражданском деликтном законодательстве. Новый ГК Украины заполнил эту порогалину. В нем пре-ся норма, согласно которой за вред, причиненный лицом, не могла понимать значение своих действий или руководить ими вследствие психической болезни или слабоумия, обязанность возместить суд может возложить на тех, кто с ней проживает, трудоспособных и способных возместить ущерб одного из супругов, родителей, совершеннолетних детей, которые знали о ее состоянии, но не ставили вопрос о признании причинителя недееспособным и установления над ним опеки.
Ограничено дееспособные граждане вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами не могут быть освобождены от ответственности за причиненный ими вред (ст. 15 ГК УССР).