В связи с частыми изменениями в законодательстве, информация на данной странице может устареть быстрее, чем мы успеваем ее обновлять!
Eсли Вы хотите найти правильное решение именно своей проблемы, задайте вопрос нашим юристам прямо сейчас.


Любой субъект гражданского права для того чтобы быть участником гражданских правоотношений должен обладать право-и дееспособностью. По поводу этого вопроса напомним, что 91 ГК Украины устанавливает, что юридическое лицо способно иметь такие же гражданские права и обязанности (гражданскую правоспособность), как и физическое лицо, кроме тех, кто по своей природе могут принадлежать только человеку. Содержание приведенной нормы дает основания говорить о наделении всех юридических лиц общей правоспособностью, которую О. П.Кашковський назвал "неограниченное правоспособностью, обладая которой организация вправе осуществлять любые виды деятельности, НЕ Запрещенные законом ... и самостоятельно определять в каких объемах осуществлять тот или иной вид деятельности , соотношение отдельных видов деятельности в системе деятельности организации ".

Но есть причины, в силу которых односторонне подходить к определению правоспособности всех без исключения юридических лиц нельзя. Это объясняется характером и родом деятельности различных юридических лиц, целью их создания и целями, которые они преследуют. Если для большинства юридических лиц признания за ними общей правоспособности не вызывает проблем, то они возникают по предпринимательских обществ, и прежде объединений граждан. Известно, что эти субъекты создаются и организуют свою деятельность для достижения заранее поставленной цели. На это указывает и теория целевого имущества, служит доктринальным обоснованием сущности этих юридических лиц. Так, ее основоположник А. ф. Брынцы говорил, что "во-первых, права могут принадлежать кому-либо, т. е. человеку, и тогда они Имеют субъекта; во-вторых, права могут существовать для чего-либо, т. е. только для Известной цели, которой они Должны служит и которой они и принадлежат: все права, существующие для этой цели в совокупности составляют особое имущество, отвечающее за долги, сделанные для достижения данной цели ".

Такой подход является классическим проявлением реализации указанной теории, и именно поэтому И. П. Грешников отношении имущества объединений граждан говорит, что "теория целевого имущества отражает одну из сущностных сторон исключительно некоммерческого организаций, Объясняя вспомогательную роль, которую играет имущество при реализации целей, для которых создаются организации данного вида".

Приведенные обстоятельства существенным образом влияют на объем правомочий объединений граждан, и спектр возможных вариантов их реализации. Все вместе указывает на необходимость признания за этими субъектами не общего, а специальной правоспособности, суть которой, по мнению Г. Тонусяна и А. Викулин заключается в том, что соответствующие юридические лица могут осуществлять только те юридически значимые действия, которые соответствуют цели их деятельности, предусмотренные в уставе или ином учредительном документе, и способны нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Наделение объединений граждан специальной правоспособностью позволяет четко конкретизировать их деятельность, ограничить ее необходимостью достижения уставных целей. Кроме этого, специальная правосубъектность влиять на определение количественного и качественного состава объектов права собственности, а также позволяет определить правомочия по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим имуществом, служит материальным основанием функционирования любого субъекта.

Стоит заметить, что права и обязанности, которые оговариваются специальной правоспособностью, возникают для объединения граждан как юридического лица в целом, а не для его органов управления, должностных лиц или участников. Органы управления служат для приобретения и осуществления прав, которыми может обладать юридическое лицо.

Всего момент возникновения и прекращения гражданской правоспособности объединений граждан не отличается от других юридических лиц. Право-и дееспособность возникает в них одновременно с момента создания, и прекращается со дня внесения в единый государственный реестр записи об их прекращении (ч.4 ст.91 ГК).

Правоспособность объединений граждан включает в себя несколько групп прав. Так, первую составляют личные неимущественные права, с помощью которых происходит индивидуализация этих субъектов из других участников гражданского оборота. Сюда относятся право на наименование объединения, право на знак товаров и услуг и место их происхождения (при условии, если объединению разрешено заниматься выпуском товаров и предоставлением услуг для использования полученных средств в уставных целях), право объединений граждан на символику и ее защиту. Вторую группу составляют права, обеспечивающие возможность объединения выступать в качестве участника гражданского оборота (право быть участником обязательственных правоотношений, выдавать доверенности, право на открытие филиалов и представительств, др..) И тем самым создавать материальную подоплеку своей деятельности. В обосновании необходимости предоставления объединениям граждан этих прав следует согласиться с Е. А. Сухановым, который считает, что "некоммерческие организации НЕ являются постоянными, профессиональными участниками гражданского оборота. Их выступление в роли самостоятельных юридических лиц обусловлено необходимостью материального обеспечения основной, главной деятельности, НЕ связанной с участием в имущественных правоотношениях ". Этим и объясняется необходимость признания за этими субъектами не общего, а специальной правоспособности.

Право объединения граждан на осуществление отдельных видов деятельности, подлежащих лицензированию, возникать с момента получения в установленном порядке специального разрешения (лицензии) (например право общества охотников на осуществление ремонта и обслуживания огнестрельного и холодного оружия).