В связи с частыми изменениями в законодательстве, информация на данной странице может устареть быстрее, чем мы успеваем ее обновлять!
Eсли Вы хотите найти правильное решение именно своей проблемы, задайте вопрос нашим юристам прямо сейчас.


Глава первая. ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ личных неимущественных прав ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

1.1. Проблема «лица», «личности» и «личного» в философии и праве

Аксиоматичным следует считать утверждение, что рассмотрение любого правового вопроса невозможно без належногофилософського осмысления того или иного явления, пидлягаенауковому исследованию. Ведь давно стал общепризнанным факттисного связи всех наук с философией.

Именно в философии каждая изсучасних наук находит основополагающие методологические идеи. И поэтому бесспорным представляется утверждение, что именно философия является «душой» методологии, ее ядром, поскольку выступает не только как метод познания природы, общества и мышления, но и якзагальнотеоретична основа любого исследования1.

Используя общий философский инструментарий каждая изнаук создает свой собственный научный базис, формирует понятия, категории, мировоззренческие ориентиры, систему ценностей. И это першимвектором такой взаемодии. Инший вектор взаимодействия отраслевых наук и философиивиражаеться в том, что с помощью общего філософськогоінструментарію специальные науки могут создавать также и собственные категории.

А последние, в свою очередь, могут испытывать такогонаукового развития, достигают соответствующего философськогоривня. Таким образом, как отмечает Д. А. Керимов: «... философськикатегории, обобщая познавательный опыт всех наук, привносят в каждую конкретную науку методологические знания усихнаук в их синтезированном виде и тем самым примножуютьпизнавальни свойства как науки в целом, так и отдельного ее 2 т. .... области »2.

И именно такое взаимодействие на методологическом уровне мижфилософиею и другой отраслевой наукой создает в каждой сферинаукового познания обязательный имеющийся видповиднийфилософський уровень. И этот уровень, как справедливо отмечается в литературе, выясняется через раскрытие соотношения даноисферы научного познания с философским знанием.

Имеет такое соотношение с философским знанием и правоведение, которое, будучи по своему содержанию общественным (гуманитарной) специальной наукой, находит собственное предназначение в изучении явлений общественной жизни людей. В свое время еще Г. В.Ф. Гегель отмечал, что: «... наука о праве - является частью философии. Поэтому она должна развивать из понятия идею, представляющую разум предмета, или, что является тем самым, наблюдать собственное имманентное развитие самого предмета »1. Такой подход является общепризнанным и привел к доминированию позиции, согласно которой понимание связи между правоведением и философией происходит на двух основных уровнях.

Первый уровень взаимодействия правоведения и философии обусловливается догматическим уровнем права и носит название юридического догматики, или аналитической юриспруденции. В этом случае «. философия предоставляет ключ для разгадки государственно-правовых явлений »2. Так, с помощью философии вырабатываются мировоззренческие позиции общей теории права, в результате чего последняя вооружается общей методологией познания правовой действительности. Научное познание права требует использования философских положений об общих законах развития природы, общества и мислення3. Иными словами, на первом уровне философские знания создают основу для атомистического проработки фрагментов таких правовых реалий, как: действующих юридических норм, законов, юридических прецедентов, правовых обычаев, их понимание, толкование, практики применения. Указанное проработки осуществляется путем научных обобщений, получаемых аналитическим путем данных (выработкой понятий, категорий) на основе текстов законов и других юридических документов, судебных решений, юридических дел (казусов), других реальных фактов правового життя4. А второй уровень взаимодействия правоведения и философии носит более качественный характер и обусловливается необходимостью осмысления самого права. По словам С. С. Алексеева, призванием такого уровня осмысления является создание мировоззренческого объяснения права, его содержания и назначения для людей, для каждого человека обосновать его с точки зрения сущности человеческого бытия, существующей в нем системы Ценностей.

При этом немаловажно понимать, что соотношение права и философии должно постоянно рассматриваться в диалектическом и гармоничном сочетании указанных выше подходов. Так, в свое время еще Г. Ф. Шершеневич писал, что «... философия является венцом и в то же время основой всех наук. Она объединяет все выводы, возвышающиеся науками, в одно стройное целое, а также исследует положения, лежащие в основе всех наук. Науки начинают свою работу на фундаменте, который построен философией, и только философия подводит здание под крышу »1. Вот почему мы, используя эти два подхода попытаемся раскрыть сущность основных категорий по названной темы научного исследования, определить основные принципы их единства и дифференциации, а также выстроить основу методологического мировосприятия такой научной проблемы, как проблема личных неимущественных прав физического лица.