В связи с частыми изменениями в законодательстве, информация на данной странице может устареть быстрее, чем мы успеваем ее обновлять!
Eсли Вы хотите найти правильное решение именно своей проблемы, задайте вопрос нашим юристам прямо сейчас.

 


Субъектами семейных, как и любых правоотношений, являются лица, которые принимают в них участие. В литературе отмечается, что одной из особенностей семейных правоотношений является то, что их субъектами могут быть только громадяни1.

Согласно ст. 2 СК участниками регулируемых им семейных правоотношений являются супруги, родители и дети, усыновители и усыновленные, мать и отец ребенка, бабушка, дедушка, прабабушка, прадед и внуки, правнуки, родные братья и сестры, мачеха, отчим и падчерица, пасынок. Кроме того, как следует из содержания ч. ст. 2 и глав 19 и 20 СК, этими участниками могут быть опекун, попечитель и ребенок, над которым установлена ??опека или попечительство, а также лицо, которое заключило договор о патронате, и ребенок, передано в семью патронатного воспитателя.

Как отмечает 3. Ромовская, в отличие от гражданских правоотношений участниками семейных правоотношений могут быть только люди. При этом называть их физическое лицо не прийнято2.

Надо подчеркнуть, что в настоящее время понятие человека и физического лица совпадают. Однако в историческом аспекте физическое лицо - это не любой человек, а человек, который имеет правоздатнисть3.

Субъектами семейных правоотношений могут быть не только граждане Украины, но и, как это следует из содержания ст. 26 Конституции, иностранцы и лица без гражданства, находящиеся в Украине на законных основаниях. Одновременно, как исключение, в случаях, предусмотренных законом, одним из субъектов семейных правоотношений может быть организация. Так, согласно ч. 1

ст. 248 СК ребенок, оставшийся без попечения родителей и проживает в детском учреждении или учреждении здравоохранения, имеет право на всестороннее развитие, воспитание, образование, уважение их человеческого достоинства. В таком случае согласно ст. 245 СК администрация детского учреждения или учреждения здравоохранения выполняет относительно ребенка функции опекуна и попечителя и поэтому является участником семейных правоотношений с ребенком, в нем проживает.

Участники семейных, как и любых других, правоотношений должны иметь соответствующую правоспособность. Семейная, как и гражданская, правоспособность лица возникает в момент его рождения. Под ней следует понимать способность лица быть участником семейных правоотношений, то есть иметь семейные права и обязанности. Объем семейной правоспособности является неизменным. Он расширяется в зависимости от возраста человека до 18 лет. Брачная правоспособность возникает у мужчины 18 лет, а у женщины - с 17 (ч. 1 ст. 22 СК). Согласно ч. 2 ст. 23 СК по заявлению лица, достигшего 14 лет, решением суда ему может быть предоставлено право на брак, если будет установлено, что это отвечает интересам этого лица. Возможность быть усыновителем возникает у лица также с 18 лет (ст. 211 СК). То же время право на воспитание, содержание возникает у лица с момента его рождения. Ограничение семейной правоспособности возможно лишь в случаях и в порядке, установленных законом. Так, согласно п. 4 ч. 1 ст. 166 СК лицо, лишенное на основании решения суда родительских прав, не может быть усыновителем, а также опекуном и попечителем.

От семейной правоспособности надо отличать семейную дееспособность, под которой необходимо понимать способность лица своими действиями приобретать семейных прав и обязанностей и осуществлять их. Семейная, как и гражданская, дееспособность зависит от возраста человека и состояния его психики, не имеет никакого значения для семейной правоспособности. В полном объеме семейная дееспособность возникает у лица с достижением совершеннолетия. Даже заключения брака не порождает этого. Усыновителями, опекунами и попечителями могут быть только лица, достигшие совершеннолетия (статьи 211 и 244 УК).

То же время, как справедливо замечает А. Сергеев, возможность самостоятельно осуществлять значительное количество семейных прав и обязанностей возникает у граждан до достижения ими повнолиття1. Так, каждый участник семейных отношений, который достиг 14 лет, имеет право на непосредственное обращение в суд за защитой своего

права или интереса (ч. 1 ст. 18 СК). Согласно ч. 1 ст. 92 СК жена и муж имеют право самостоятельно заключать брачный договор независимо от достижения ими совершеннолетия. В случае изменения фамилии обоими родителями фамилия ребенка, достигшего семи лет, изменяется за ее согласием. Согласно ст. 149 СК изменение отчество ребенка, достигшего 14 лет, в случае, если ее отец изменил свое имя, допускается с его согласия. Несовершеннолетние родители имеют такие же права и обязанности относительно ребенка, как и совершеннолетние, и могут осуществлять их самостоятельно (ч. 1 ст. 156 СК). В соответствии с ч. 2 ст. 160 СК место жительства ребенка, достигшего десяти лет, определяется по общему согласию родителей и самого ребенка.

Надо отметить, что досрочное возникновения у лица ци-свободной дееспособности в полном объеме (эмансипация) не ведет к появлению такой же семейной дееспособности. Так, согласно ч. 1 ст. 35 ГК полная гражданская дееспособность может быть предоставлена ??физическому лицу, достигшему 16 лет и работает по трудовому договору, а также несовершеннолетнему лицу, записанному матерью или отцом ребенка, а согласно ч. Из этой статьи - физическому лицу, достигшему 16 лет и желает заниматься предпринимательской деятельностью. Причем согласно ч. 4 ст. 35 ГК полная гражданская дееспособность, предоставленная физическому лицу, распространяется на все гражданские права и обязанности. Однако если указанные лица не достигли совершеннолетия, они, как уже отмечалось, не приобретают семейной дееспособности в полном объеме, в частности не могут быть усыновителями, опекунами и попечителями. Поэтому нельзя согласиться с М. Антокольского, которая считает, что в семейном и в гражданском праве полная дееспособность возникает одночасно1.

Объектами семейных правоотношений являются те нематериальные и материальные блага, ради получения и защиты которых лица вступают в семейные правоотношения. На взгляд В. Рясенцева2 и Е. Ворожейкина3, объектами семейных правоотношений являются действия и вещи. С приведенной мнением вряд ли можно согласиться. Объектами семейных правоотношений, как справедливо отмечают некоторые авторы, могут быть личные нематериальные блага, услуги семейного характера (полезные свойства вещей), имущество (вещи) или другие материальные блага4. Так, родители имеют право определять

фамилия (если у них разные фамилии), имя, место жительства ребенка (статьи 145, 146, 160 УК). Действия определяют содержание прав и обязанностей субъектов правоотношений. Объектами же последних результаты (полезные свойства) действий. Так, объектом прав и обязанностей родителей по воспитанию детей результаты этого процесса. Дети же не могут быть объектами семейных правоотношений, поскольку они являются их субъектами. Объектами имущественных семейных правоотношений, как справедливо отмечено в литературе, являются материальные блага, т.е. имущество, принадлежащее их участникам, и средства материального содержания, которое одни участники этих правоотношений должны предоставлять иншим1.

Нельзя согласиться с И. зер, которая относит к объектам семейных правоотношений право жены на материнство (ст. 49 СК), а мужчины на отцовство (ст. 50 СК), право супругов на распределение обязанностей и общее решение вопросов жизни семьи (ст. 54 СК), право на личную свободу (ст. 56 СК) тому подобное2. Право жены на материнство и право мужа на отцовство, как указано в литературе, являются элементами их правоспособности или субъективными семейными правами. Права же, предусмотренные статьями 54 и 56 СК, - это субъективные семейные права3. Элементы, определяющие содержание семейной правоспособности, и субъективные семейные права и обязанности не могут быть объектами семейных правоотношений.

Содержание семейного, как и любых, правоотношений составляют субъективные права и обязанности их участников. Субъективное семейное, как и любое субъективное, право - это предусмотренная нормами объективного права мера возможного поведения правомочного субъекта, которому соответствует обязанность другого лица или лиц. Семейные правоотношения, как уже отмечалось, имеют относительный характер. Поэтому субъективном семейному праву правомочного лица соответствует семейная обязанность другого лица или определенного круга лиц. Так, праву жены и мужа на выбор места жительства (ч. 1 ст. 56 СК) соответствует обязанность другого супруга не препятствовать этому, а правую ребенка на надлежащее родительское воспитание (ст. 152 СК) - обязанности родителей по воспитания и развития ребенка (ст. 150 СК). Аналогичную структуру имеют и семейные субъективные имущественные права и обязанности. Так, праву одного из супругов на содержание соответствует обязанность другого них выплачивать его при наличии условий, предусмотренных законом, например, ст. 75 СК.

Субъективный семейно-правовую обязанность в отличие от субъективного семейного права является мере не возможной, а предусмотренной нормами объективного права должного поведения обязанного субъекта. Как справедливо отмечено в литературе, большинство семейно-правовых обязанностей закреплена в семейном законодательстве и возникает у субъектов семейных правоотношений при наличии соответствующих юридических фактов (рождение ребенка, вступление в брак, нетрудоспособность и потребность в материальной помощи одного из супругов и т.д.) 1 . Вместе субъекты семейных правоотношений добровольно могут брать на себя и дополнительные семейно-правовые обязанности, например, при заключении брачного договора (статьи 93, 98, 99 УК) или договора супругов о предоставлении содержания одному из них (ст. 78 СК ).

Надо также подчеркнуть, что конкретные семейные субъективные права и обязанности возникают у лица при наличии определенных юридических фактов на основе семейной правоспособности. Так, на основе брачной правоспособности при наличии зарегистрированного брака возникают субъективные права и обязанности в браке.