Статья 173 СК закрепляет принцип раздельности имущества родителей и детей. Согласно ч. 1 этой статьи родители и дети, в частности те, которые совместно проживают, могут быть самостоятельными собственниками имущества. Это означает, что ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, а родители - на ее имущество. Такое разграничение направлено прежде всего на защиту имущественных интересов ребенка. Указанный принцип имеет большое значение при осуществлении родителями и детьми правомочий собственности, а также в случае раздела общего имущества супругов (при этом вещи, которые принадлежат детям, вообще не должны приниматься во внимание). При решении спора между родителями и малолетними, несовершеннолетними детьми, которые проживают совместно, относительно принадлежности им имущества считается, что оно является собственностью родителей (ч. 2 ст. 173 СК).
Родители могут приобретать имущество в результате совершения различных гражданско-правовых сделок. Они также имеют право
распоряжаться имуществом, которое им принадлежит, по своему усмотрению - продавать, дарить, передавать в аренду и т.д..
Согласно действующему гражданскому законодательству несовершеннолетние дети могут иметь имущество на праве частной собственности. Такое право возникает у них вследствие:
1) заключение договора дарения (это один из традиционных и
распространенных способов получения несовершеннолетним лицом
имущества не только от родственников, но и от любых других физических
а также юридических лиц);
2) наследование (при этом не имеет значения, имело место
наследования по закону или по завещанию);
3) получение доходов (это могут быть не только проценты
от банковского вклада, но и суммы, полученные в результате сдачи в
аренду жилья, принадлежащего несовершеннолетнему);
4) приобретение нового имущества за свой счет по договору ку-
пивли-продажи и другими сделками.
Кроме того, детям принадлежат на праве собственности вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и т.п.). Несовершеннолетние могут приобретать право совместной собственности в случае приватизации членами семьи квартир (домов).
Имущественные права несовершеннолетнего ребенка, как правило, выходят за пределы семейных правоотношений, поскольку обычно говорится об имущественных правах ребенка вообще. Поэтому право ребенка на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом предусмотрено статьями 31 и 32 ГК, посвященными дееспособности несовершеннолетних.
Каждый ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для ее нормального физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития, что требует соответствующих материальных затрат. Создание условий жизни, необходимых для развития ребенка, обеспечивается главным образом ее родителями, которые несут основную финансовую ответственность за надлежащее содержание ребенка (ст. 27 Конвенции о правах ребенка).
Содержание ребенка в семье осуществляют его родители. Они тратят часть своего заработка (дохода) на приобретение пищи, одежды, лекарств и на удовлетворение других потребностей ребенка, выполняя при этом свой родительский долг. Вместе тем самым они обеспечивают право ребенка на содержание, которое относится к ее неотъемлемых прав. Поэтому имущество, приобретенное родителями или одним из них для обеспечения развития, обучения и воспитания ребенка (одежда, другие вещи личного употребления, игрушки, книги, музыкальные инструменты, спортивное оборудование и т.д.) являются собственностью ребенка (ст. 174 СК). Кроме того, закон (ч. 1 ст. 176 СК) со-
бовьязуе родителей передавать в пользование ребенка имущество, которое должно обеспечить его воспитание и развитие.
Права родителей и детей на пользование жильем, которое является собственностью кого-то из них, устанавливаются законом. Так, согласно ст. 150 ЖК граждане, имеющие в частной собственности дом (часть дома), квартиру, пользуются им (ею) для личного проживания и проживания членов их семей. А в соответствии с ч. 2 ст. С СК ребенок принадлежит семье своих родителей и тогда, когда совместно с ними не проживает.
В соответствии со ст. 31 ГК физическое лицо, не достигшее 14 лет (малолетнее лицо), имеет право: 1) самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки, 2) осуществлять личные неимущественные права на результаты интеллектуальной деятельности, охраняемые законом. Малолетнее лицо не несет ответственности за причиненный им вред. Из содержания приведенной нормы следует, что почти все сделки с малолетних совершают их родители, уси-новлювачи, опекуны.
Согласно ст. 177 СК если малолетнего ребенка есть имущество, родители управляют им без специального на то полномочия-ния. Это объясняется тем, что они являются законными пред-ками интересов своих малолетних детей. Однако родители обязаны выслушать мнение ребенка относительно способов управления его имуществом.
Если один из родителей совершает юридически значимые действия относительно имущества малолетнего ребенка считается, что он действует с согласия другого из них. Когда сделка, связанный с имуществом мало-летнего ребенка, выходит за пределы мелкого бытового и совершается одним из родителей без согласия второго из них, последний вправе обратиться в суд с требованием о признании его недействительным.
Родители решают вопросы, связанные с управлением май-ном ребенка, по взаимному согласию. А споры между ними разрешаются органом опеки и попечительства.
После достижения ребенком 14 лет управления его имуществом со стороны родителей прекращается. Они должны вернуть ребенку имущество вместе с доходами от него. Несовершеннолетний (от 14 до 18 лет) может самостоятельно владеть и пользоваться своим имуществом. Самостоятельно же распоряжаться им она может в пределах, предусмотренных ст. 32 ГК.
Если в результате ненадлежащего исполнения родителями обязанностей, связанных с управлением имуществом ребенка, ему причиняется материальный ущерб, на них может быть возложена обязанность
возместить его с соблюдением общих условий возникновения обязательств из причинения вреда.
Согласно ч. 1 ст. 178 СК доход, полученный от использования имущества малолетнего ребенка, родители имеют право использовать на воспитание и содержание других детей и на неотложные нужды семьи (лечение других ее членов, приобретение медикаментов, продуктов питания и т.д.). Несовершеннолетний ребенок распоряжается доходом от своего имущества самостоятельно в пределах тех полномочий, которые определяются объемом его гражданской дееспособности (ст. 32 ГК).
Поскольку семейные правоотношения имущественного характера тесно переплетаются с отношениями, регулируются нормами ГК, не исключаются случаи возникновения права общей собственности (долевой или совместной) родителей и детей. В соответствии со ст. 175 СК имущество, приобретенное родителями и детьми за счет их совместного труда или общих средств, принадлежит им на праве общей совместной собственности.
Имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Это, например, возможно, когда средства родителей и детей были использованы для приобретения автомобиля, холодильника, телевизора, мебели и другого имущества, или когда возникает общая собственность вследствие наследования совместного имущества после смерти одного из родителей. Согласно ч. 2 ст. 8 Закона Украины "О приватизации государственного жилищного фонда" приватизированные квартиры (дома) принадлежат членам семьи на праве общей долевой или общей совместной собственности согласно письменному согласию всех совершеннолетних членов семьи, постоянно проживающих в этой квартире (доме).
Статья 179 СК устанавливает, что алименты, полученные на ребенка, являются собственностью того из родителей, на имя кого они выплачиваются, и должны использоваться по целевому назначению, то есть на содержание ребенка. Одновременно в ней указано, что несовершеннолетний ребенок имеет право принимать участие в распоряжении этими алиментами. 1 только в случае смерти того из родителей, с кем проживал ребенок, алименты становятся ее собственностью. Однако в этой статье нет указания на то, ребенок подразумевается: малолетний или несовершеннолетний.
Представляется, что поскольку алименты, выплачиваемые на ребенка, имеют сугубо целевое назначение, они принадлежать не тому из родителей, с кем она проживает, а самому ребенку.