Усыновление порождает важные юридические последствия, поскольку и в усыновителя, и у усыновленного лица возникают взаимные личные неимущественные и имущественные права и обязанности. В связи с этим прекращение правоотношений, связанных с усыновлением, может в отдельных случаях существенно ущемлять интересы как усыновленных, так и усыновителей.
В целях охраны субъективных прав и интересов усыновленного лица и усыновителя ч. 1 ст. 236 СК устанавливает правило, согласно которому только суд может признать усыновление недействительным. Право на обращение в суд с иском об отмене усыновления или признания его недействительным имеют родители, усыновитель, опекун, попечитель, орган опеки и попечительства, прокурор, а также усыновленный ребенок, достигший 14 лет (ст. 240 СК).
В п. 31 постановления Пленума Верховного Суда Украины "О применении судами некоторых норм Кодекса о браке и семье Украины" отмечено, что при разрешении споров, связанных с усыновлением, надо отличать основания и порядок признания последнего недействительным от оснований и порядка его отмены.
Представляется, что при этом надо руководствоваться обоснованными положениями, изложенными в литературе по теории семейного права. Согласно им под признанием усыновления не действует-с ним необходимо понимать лишение юридической силы акта усыновления с момента его совершения, если он противоречит принципиальным (основным) требованиям действующего законодательства, а под его отменой - прекращение правоотношений, возникающих из факта усыновления, на будущее, поскольку этого прямо или в конечном итоге требуют интересы усыновленного дитини1.
Основания признания судом усыновления недействительным можно разделить на: основания обязательного (определенные частями 1 и 2 ст. 236 СК) и факультативного (необязательного, но возможного) признания усыновления недействительным (установленные частями 3-5 настоящей статьи).
Согласно правилам статей 217 и 218 СК условиями усыновления является согласие на него ребенка и его родителей. Поэтому если усыновление было произведено без их согласия в тех случаях, когда такое согласие требуется, суд должен признавать его недействительным. Усыновление должно признаваться недействительным, если усыновитель не желал наступления прав и обязанностей, возникающих в результате его осуществления (ч. 2 ст. 236 СК). Это так называемое фиктивное усыновление - то есть такое, которое хотя формально и соответствует требованиям закона, но осуществляется отвода глаз, не для установления предусмотренных семейным законодательством правоотношений, связанных с усыновлением.
Как правило, такое усыновление используется для незаконного приобретения усыновителем определенных субъективных прав (например, на жилую площадь, получение социальной помощи и др.). Вместе с тем нужно иметь в виду, что для признания усыновления недействительным из-за его фиктивности важно, чтобы она существовала на день рассмотрения дела в суде. Если же фиктивное усыновление превратилось в реальное и это подтверждено вескими доказательствами (ребенок проживает в семье усыновителя, воспитывается вместе с его детьми и т.д.), нет оснований признавать его недийсним2.
Таким образом, для признания усыновления недействительным с указанной основания надо, чтобы его фиктивность было установлено судом при рассмотрении и разрешении дела по соответствующему иску.
Согласно ч. З ст. 236 СК усыновление может быть признано недействительным по решению суда, если оно было проведено на основании поддельных документов. Подделка может заключаться как в изготовлении фальшивого документа, на основании которого было принято решение суда об усыновлении, так и во внесении в акт обследования жилищно-бытовых условий лица, желающего усыновить ребенка, в справок о состоянии здоровья усыновителей или усыновленных, в письменной согласия родителей на усыновление и к другим документам заведомо ложных видомостей1. Поддельным может считаться и документ, содержание которого изменен путем подчисток, внесения в него исправлений и т.д..
Согласно ч. 4 ст. 236 СК усыновление может быть признано недействительным также в случае отсутствия согласия на него лиц, указанных в статьях 220-222 настоящего Кодекса (другого супруга, опекуна, попечителя, заведения здравоохранения или учебного заведения).
Если одним из супругов усыновлен ребенок второго из них, усыновление может быть признано недействительным по решению суда, если будет установлено, что на момент усыновления второй из супругов не имел намерения продолжать с усыновителем брачные отношения (ч. 5 ст. 236 СК).
Правовые последствия признания усыновления недействительным закреплены в ст. 237 СК. Важнейшим из них является аннулирования усыновления, признанного недействительным, с момента его совершения.
Следовательно, решение суда о признании усыновления недействительным, вступившим в силу полностью аннулирует акт усыновления и порождаемые им субъективные права и обязанности, возникающие в связи с усыновлением и устанавливаются законом для усыновителя, его родственников и усыновленного ребенка. Однако, при этом восстанавливаются права и обязанности между ребенком, его родителями и другими родственниками по происхождению. Восстанавливаются также фамилия, имя и отчество ребенка, которые она имела к усыновлению. Однако по желанию ребенка она имеет право в дальнейшем именоваться фамилией, именем и отчество, которые она получила в связи с усыновлением.
Надо обратить внимание на то, что в случае признания усыновления недействительным прекращаются не только личные неимущественные и имущественные субъективные права и обязанности, установленные семейным законодательством, но и субъективные права и обязанности, определенные жилищным законодательством. Так, усыновитель и его родственники, вселились в жилое помещение, принадлежащее усыновленному ребенку, как члены ее семьи и в связи с этим получили право на пользование им (ст. 65 ЖК), в случае признания усыновления недействительным теряют его .
Одновременно с содержания ст. 237 СК не следует, что в случае признания усыновления недействительным средства, потраченные усыновителем на содержание ребенка до момента вступления в силу соответствующего решения суда, должны возмещаться. Следовательно, они не подлежат возмещению.
Согласно ч. 4 ст. 237 СК в случае признания усыновления недействительным ребенок, который не достиг 14 лет, по желанию его родителей или других родственников передается им. Однако сделать это можно не всегда (например, если эти лица умерли, неизвестны, признаны судом недееспособными или ограниченные в дееспособности, лишенные родительских прав, не имеют постоянного места жительства и т.д.). Поэтому, рассматривая иск о признании усыновления недействительным, суд в каждом конкретном случае должен решать вопрос о возможности передачи этого ребенка его родителям или другим родственникам. Если будет установлено наличие обстоятельств, свидетельствующих о невозможности передачи ребенка его родителям или другим родственникам, суд должен принимать решение о передаче такого ребенка на попечение органу опеки и попечительства.
В случае признания усыновления недействительным, как уже отмечалось, аннулируются взаимные субъективные права и обязанности, возникшие в связи с осуществлением этого акта. Однако из этого общего положения законом предусмотрен один очень важное исключение, который заключается в том, что обязанность бывшего усыновителя по содержанию ребенка не подлежит безусловному прекращению.
Если ребенок, не достигший 14 лет, по желанию его родителей или других родственников передается им, то, как правило, алименты с лица, которое было его усыновителем, не должны взиматься. Однако суд с учетом конкретных обстоятельств может постановить решение о взыскании алиментов на ребенка с этого лица на срок не более двух лет при наличии обстоятельств, имеющих юридическое значение, а именно: если ребенок не имеет родителей или они не имеют возможности удерживать ее, а бывший усыновитель может предоставлять материальную помощь.
Указанные условия образуют юридический состав, необходимый для возникновения у ребенка, усыновление которой признано по решению суда недействительным, субъективного права на получение алиментов от бывшего усыновителя. Если суд установит отсутствие хотя бы одного из указанных условий, алиментный долг не должен возникать. Если же он возникает, то по решению суда должен быть прекращен до истечения срока, на который был установлен.
Поскольку закон (ч. 6 ст. 237 СК) не связывает алиментный долг бывшего усыновителя с его работоспособностью, уплата алиментов на ребенка, усыновление которой признано по решению суда недействительным, может быть возложена судом и на трудоспособного человека, если его материальное положение позволяет делать это.
Одним из важных правовых последствий признания усыновления недействительным необходимость возобновления актовой записи о рождении ребенка, который был усыновлен. Согласно п. 2.12 Положения о порядке изменения, дополнения, обновления и аннулирования актовых записей гражданского состояния на основании решения суда о признании усыновления недействительным вносится исправление в актовую запись о рождении усыновленного ребенка и восстанавливаются сведения, записанные в его усыновление. Об этом должно быть указано в решении суда после вступления в силу этого решения. Суд в месячный срок обязан направить его копию в орган ЗАГСа по месту регистрации рождения ребенка (ст. 241 СК).