В связи с частыми изменениями в законодательстве, информация на данной странице может устареть быстрее, чем мы успеваем ее обновлять!
Eсли Вы хотите найти правильное решение именно своей проблемы, задайте вопрос нашим юристам прямо сейчас.

 


Отмена усыновления, как и признание его недействительным, производится исключительно по решению суда. В ч. 1 ст. 238 СК определены его основания. Однако в отличие от оснований признания усыновления недействительным их нельзя ограничить четко определенными рамками. Закон исходит прежде всего из того, что усыновление отменяется, если оно противоречит интересам ребенка, не обеспечивает ей семейного воспитания.

Усыновление должно быть признано противоречащим интересам ребенка, не обеспечивает ей семейного воспитания, если суд установит, что усыновитель уклоняется от выполнения своих обязанностей по воспитанию ребенка; жестоко обращается с ней; является хроническим алкоголиком или наркоманом; прибегает к любым видам эксплуатации ребенка, заставляет его к попрошайничеству и бродяжничеству; осужден за совершение умышленного преступления относительно ребенка. Кроме того, усыновление может быть отменено и при отсутствии противоправного поведения усыновителя.

В литературе по теории семейного права справедливо отмечается, что усыновление ребенка всегда связано с определенным риском. Ведь зачастую на усыновление передаются дети с небла-гополучних семей. В связи с этим очень велика вероятность проявления у нее наследственных заболеваний, слабоумия, последствий алкоголизма родителей и других факторов, повлиявших на развитие ребенка в период беременности ее матери или в раннем детстве.

Нередки случаи, когда усыновители через несколько лет обнаруживают у ребенка одно из таких заболеваний. Иногда оно настолько серьезным, что не оставляет ни малейшей надежды на умственное развитие ребенка. При этом возникает нравственная дилемма. Бесспорно, аморально отказываться от больных детей и требовать отмены усыновления. Во многих случаях уси-новлювачи привязываются к таким детям, воспитывают их как настоящие родители. Однако нельзя забывать и о том, что биологическая связь и основанный на нем родительский инстинкт, составляющий основу родительских отношений, при усыновлении отсутствует или, по крайней мере, проявляется в меньшей степени. В некоторых случаях усыновители не в состоянии продолжать отношения с больным ребенком.

Очень сложным является вопрос о том, в какой мере суд должен принимать во внимание их чувства. Дело в том, что сохранение усыновления и оставление ребенка в семье усыновителя почти всегда отвечает ее интересам. Однако нельзя не считаться и с интересами усыновителя.

По мнению некоторых авторов, если усыновитель предоставляет убедительные доказательства того, что продолжать жить с усыновленным для него невыносимо, усыновление должно быть скасоване1. С учетом таких взглядов в ч. 1 ст. 239 СК указано, что усыновление может быть отменено по решению суда, если ребенок страдает слабоумием, на психическую или другую тяжелую неизлечимую болезнь, о чем усыновитель не знал и не мог знать на время усыновления, а также если между усыновителем и ребенком сложились, независимо от свободы усыновителя, отношения, уне-можливлюють их общее проживание и выполнение усыновителем своих родительских обязанностей.

Поскольку нормы семейного законодательства допускают в исключительных случаях усыновления совершеннолетнего лица (ч. 2 ст. 208 СК), допустимо и его отмены. Суд может отменить усыновление по взаимному согласию усыновителя и усыновленного или по требованию одного из них, если семейные отношения между ними не сложились (ч. ст. 238 СК). Обстоятельства, свидетельствующие об этом, являются основаниями для отмены усыновления. Такими обстоятельствами судом могут быть признаны, в частности, злоупотребление спиртными напитками или наркотическими средствами, создание условий, невозможных для совместного проживания, факты насилия в отношении усыновителя, усыновленного или других членов семьи и т.д..

Дела об отмене усыновления совершеннолетнего лица, нарушены по требованию усыновителя или усыновленного, суд должен рассматривать по правилам, установленным гражданско-процессуальном им законодательством для дел особого производства. Согласно ч. 4 ст. 238 СК усыновление отменяется со дня вступления в силу решения суда.

В ст. 239 СК предусмотрены правовые последствия отмены усыновления. По общему правилу усыновление прекращается с момента вступления в силу соответствующего решения суда. С этого момента права и обязанности, возникшие в связи с усыновлением между ребенком и усыновителем и его родственниками, прекращаются на будущее. Вместе восстанавливаются права и обязанности между ребенком и его родителями, другими родственниками по происхождению.

В случае отмены усыновления ребенок может быть передан по желанию родителей или других родственников им. Однако это может быть осуществлено не во всех случаях. В частности, если родители или другие родственники ребенка неизвестны, объявлены умершими, признанные судом недееспособными или ограниченные в дееспособности, лишенные родительских прав, а также в некоторых других случаях суд признает, что такая передача противоречит интересам ребенка.

В связи с изложенным, как и при решении вопроса о признании усыновления недействительным, суд должен установить, что лучше - передать ребенка родителям или другим ее родственникам или органа опеки и попечительства. Закрепление в ч. 4 ст. 239 СК правила, согласно которому в случае отмены усыновления по решению суда из-за того, что оно противоречит интересам ребенка, не обеспечивает ей семейного воспитания, если ребенок не передается родителям, за ним сохраняется право на проживание в жилом помещении, в котором он проживал после усыновления, направленное на реализацию закрепленного в ст. 47 Конституции права граждан на жилье.

Важным правовым последствием отмены усыновления есть право усыновленного ребенка на обновления актовой записи о его рождении в том случае, если она не желает в дальнейшем именоваться фамилией, именем и отчеством, полученными им в связи с усыновлением. Согласно п. 2.12 Положения о порядке изменения, дополнения, обновления и аннулирования актовых записей гражданского состояния на основании решения суда об отмене усыновления вносится исправление в актовую запись о рождении усыновленного ребенка и восстанавливаются сведения, записанные в его усыновление, о чем должно быть указано в решении суда. После вступления в силу решения суда об отмене усыновления суд в месячный срок обязан направить его копию в орган ЗАГСа по месту регистрации рождения ребенка.

Как уже отмечалось, при отмене усыновления взаимные права и обязанности, возникшие в связи с этим между усыновленным лицом и усыновителем, прекращаются на будущее. Однако из этого общего положения законом предусмотрен один очень важное исключение, который заключается в том, что алиментный долг бывшего усыновителя не подлежит безусловному прекращению. Обязанность бывшего усыновителя содержать ребенка, усыновление которой отменено судом, поскольку оно противоречило интересам ребенка, не обеспечивало ей семейного воспитания, и которая по желанию родителей была передана им, не должен храниться. Суд в таком случае не имеет права обязывать бывшего усыновителя выплачивать средства на содержание ребенка, поскольку ее родители должны выполнять свои родительские обязанности, в том числе и обязанность, связанную с содержанием ребенка.

В случае отмены усыновления на основании, указанном в п. 1 ч. 1 ст. 238 СК (если усыновление отвечает интересам ребенка, не обеспечивает ей семейного воспитания), когда ребенок не передается родителям, суд может постановить решение о взыскании алиментов на нее с лица, которое было его усыновителем, но только при условии, что последний может предоставлять материальную помощь . Взыскание алиментов на ребенка в таком случае должна осуществляться судом по правилам, установленным ст. 269 ??СК для взыскания алиментов с лиц, в семье которых она воспитывалась.