Связь, возникающая между родителями и детьми, включает имущественные и неимущественные взаимные права и обязанности. Строится он на кровном происхождении детей от родителей. Но для возникновения соответствующих прав и обязанностей необходимо наличие юридического состава, который включает не только кровное родство, но и удостоверения этого юридического факта государственным органом. Однако, это не означает, что родителями ребенка не могут быть записаны другие лица, которые приобрели родительских прав и обязанностей, не находясь в кровном родстве с ребенком. В случаях, когда происхождение ребенка презюмируется самим фактом пребывания родителей в браке, или когда происходит имплантация эмбриона, кровное родство не всегда присутствует. Даже усыновление порождает между усыновителями и усыновленным ребенком права и обязанности, которые приравниваются к родительским. Итак, если отсутствие кровного родства не всегда исключает возникновения родительских прав и обязанностей, то отсутствие государственной регистрации происхождения ребенка от определенного лица наоборот препятствует возникновению у нее родительских прав и обязанностей.
В законе воплощена презумпция брачного происхождения ребенка, заключается в том, что ребенок, зачатый и рожденный или только рожденный в браке, происходит от супругов, находится в этом браке. Такая презумпция установлена ??для упрощения процедуры регистрации происхождения ребенка, а также ввиду того, что обычно рождения ребенка в браке не оспаривается родителями, а вполне логичным и закономерным в брачных отношениях. Факт наличия брака у женщины, родившей ребенка, дает ему право на определение происхождения ребенка от лица, с которым она состоит в браке. Если срок зачатия ребенка совпадает со временем пребывания в браке, то также отцом ребенка может быть признан человек, с которым женщина находилась в браке, независимо от времени, причин прекращения брака или от признания этого брака недействительным. Для того, чтобы не усложнять процедуру регистрации происхождения ребенка, рожденного после прекращения (расторжения, признания недействительным и т. д.) брака, законодатель ограничил время, в течение которого женщина, родившая ребенка, может ссылаться на отцовство мужа, с которым она состояла в браке. Такой срок составляет 10 месяцев, исходя из биологического критерия максимального срока продолжительности беременности.
Только одно обстоятельство не позволяет матери ребенка зарегистрировать отцовство с бывшим мужем - заключение нового брака в момент рождения ребенка. Итак, если ребенок родился в течение 10 месяцев после расторжения предыдущего брака, но мать в момент рождения ребенка заключила новый брак, то презумпция отцовства действовать уже по ее нового мужа. Факт заключения нового брака сам по себе исключает регистрацию предыдущего мужа отцом ребенка без его на то заявления. При этом срок заключения нового брака не имеет значения. Даже если со времени расторжения предыдущего брака прошло непродолжительное время например, один месяц, а в день заключения нового брака беременность составляла 280 дней.
Допускается взаимное согласие супругов на исключение отцовства мужчины, которая должна быть свободной и не нарушать права и охраняемые интересы ребенка. Представление такого совместного заявления приводит внесения соответствующих изменений в актовую запись о рождении с внесением информации об отце по заявлению матери в соответствии с требованиями ст. 135 СК.
Прогресс медицинской и биологической науки позволил решать социальные и физические потребности человека, обусловленные отсутствием детей, путем применения операции искусственного оплодотворения, имплантации в организм женщины зародыша. Но такое вмешательство в организм человека требует не только медицинского но и правового обеспечения.
В законе предусмотрены 3 случая вмешательства в репродуктивную функцию. Так, в случае искусственного оплодотворения жены, проведенного по согласию ее мужа, он при рождении ребенка будет записан ее отцом.
Об определении материнства такого ребенка сложностей не возникает, оно определяется на основании справки медицинского учреждения, удостоверяющий факт рождения ребенка. Отцом такого ребенка записывается муж женщины при наличии нескольких обязательных обстоятельств. Во-первых, он должен находиться в браке с женщиной, родившей ребенка на время осуществления операции искусственного оплодотворения. Во-вторых, он должен предоставить согласие на такое оплодотворения до начала медицинского вмешательства.
Также у супругов может появиться общий ребенок но с помощью имплантации зачатого ими эмбриона в организм другой женщины. их отношения с этой женщиной, которая фактически предоставляет своеобразную услугу, регулируются отдельным договором. Именно он является основанием для дальнейшего определения отцовства такого ребенка. В этом случае одновременно с документом, подтверждающим факт рождения ребенка этой женщиной, в орган регистрации подается заверенная нотариусом ее письменное согласие на запись супругов родителями ребенка.
Возможно и привлечение третьего лица - женщины, зародыш которого, зачатый мужчиной, переносится в организм его жены для дальнейшего развития и рождения ребенка.
Все указанные случаи в случае их применения обязывают супругов зарегистрировать себя отцом и матерью ребенка, рожденного в результате такого вмешательства в репродуктивную функцию. Одновременно применение этих методов обязывает других привлеченных этому лиц (доноров спермы, доноров зародыша, женщину, которая вынашивает ребенка, зачатого супругами), не принимать мер по установлению собственного отцовства и не оказывает им защиты в случае предъявления таких требований.
В случае заключения в течение 10 месяцев после расторжения брака нового брака, отцовство ребенка, рожденного в этот период, определяется за тем человеком, с которым женщина состоит в браке на момент рождения ребенка. Однако, закон не исключает возможности признать отцовство с предыдущим мужем в случае достижения согласия об этом между бывшим мужем и тем, с которым мать ребенка состоит в браке. Мнение матери ребенка при этом не учитывается.