1. Опекуны и попечители как законные представители подопечного осуществляют свои права и обязанности самостоятельно. Однако некоторые юридические действия опекунов и попечителей, которые имеют важное значение, особенно в имущественной сфере, подконтрольные органа опеки и попечительства.
2. Согласно ст. 71 ГК и ч. 3 ст. 17 Закона Украины «Об охране детства» от 26 апреля 2001 опекун не вправе без получения предварительного разрешения органа опеки и попечительства:
совершать сделки, направленные на отказ от имущественных прав подопечного (заключать договор купли-продажи, мены, дарения, найма (аренды), залога, отказываться от принятия наследства, которая перешла к подопечного, от взыскания долга в пользу подопечного и т. п.);
выдавать письменные обязательства от имени подопечного;
заключать договоры, подлежащие нотариальному удостоверению или специальной регистрации, в т. ч. осуществлять распределение, обмен, отчуждение жилья, собственником или одним из владельцев которого является подопечный;
заключать договоры, приводящие к уменьшению другого ценного имущества подопечного.
Указанные выше ограничения распространяются также на опекунов при даче согласия на совершение сделок подопечными.
3. Вышеупомянутые виды сделок, совершенных опекуном или подопечным с разрешения попечителя, но без разрешения органа опеки и попечительства, являются ничтожными по основаниям, предусмотренным ст. 224 ГК.
4. Закон не устанавливает форму, в которой должно быть выражено согласие органа опеки и попечительства на совершение сделок, указанных в ч. 1 ст. 71 ГК. Исходя чисто из практических соображений, представляется, что он должен соответствовать форме право-чина, на совершение которого дается разрешение.