1. Данная статья устанавливает условия силу сделок, а именно: законность содержания сделки, наличие у сторон (стороны) необходимого объема гражданской дееспособности, наличие объективно выраженного волеизъявления участника сделки и ее адекватность внутренней воли участника сделки, соответствие формы совершенной сделки требованиям закона; направленность воли участников сделки на реальное достижение обусловленного им юридического
результата, отсутствие у сторон - родителей (усыновителей), совершающие сделку, направленности на нарушение прав и интересов их малолетних, несовершеннолетних или нетрудоспособных детей. В случае несоблюдения перечисленных требований сделка является недействительной.
В ст. 203 ГК говорится, что содержание сделки прежде не должен противоречить требованиям как ЦК, так и других актов гражданского законодательства, например законам Украины «О защите прав потребителей», «О ценных бумагах и фондовом рынке» и т. п.. Однако, как известно, в правовой системе Украины функционирует значительное количество законов конкретного отраслевого назначения, а также комплексного характера, содержащих разнопрофильные нормы (ЗК, СК, МК, ПК, КТМ, ГК, Закон Украины «О внешнеэкономической деятельности» и др.). . Безусловно, совершаемые сделки не должны противоречить положениям и этих законодательных актов, несмотря на то, что по ч. 1 ст. 203 ГК они должны отвечать только ЦК и другим актам гражданского законодательства. В связи с этим следует заметить, что редакция данной нормы в проекте ГК 1997 г. (ст. 194) предусматривала, что сделки должны соответствовать также «иным правовым актам». Следовательно, содержание сделок, согласно ч. 1 ст. 203 ГК, не должен нарушать
положений как законов, так и других нормативно-правовых актов, принятых на основе Конституции Украины.
В ч. 1 ст. 48 ГК 1963 p. предполагалось, что недействительной и сделка, не соответствующая требованиям закона. Однако в судебной практике давалось расширительное толкование термина «закон», и поэтому суды иногда признавали недействительными и те соглашения, которые не отвечали требованиям подзаконных нормативных актов (см. п. 5 постановления Пленума ВСУ "О судебной практике по делам о признании сделок недействительными» от 28 апреля 1978 г. № 3.
В ст. 203 ГК не раскрывается содержание «моральных основ общества», которым должен соответствовать сделку. Думается, что в любом случае необходимо избегать расширительного толкования этого понятия, ведь это может привести к произвольному признании недействительной сделки, в котором поведение его участников не содержит признаков существенной общественной опасности. При таких обстоятельствах сделка, противоречит моральным основам общества, должно считаться недействующим, если эти моральные принципы в прямой или общей форме нашли свое нормативное закрепление, например, как это предусмотрено в Конституции Украины, Законе Украины «О защите общественной морали».
2. Совершать сделки имеют право субъекты гражданских прав. Такое право составляющий элемент их правового статуса. Как известно, дееспособность субъектов
гражданского права не всегда абсолютной (полной). Полная дееспособность физических лиц наступает с 18 лет. Дееспособность юридических лиц в определенных сферах предпринимательской деятельности возникает только после получения в установленном порядке соответствующей лицензии. Дееспособность юридических лиц может ограничиваться законом (например, юридических лиц, образованных объединениями граждан, политическими партиями) или учредителями юридических лиц в соответствии с учредительными документами. Отсутствие у участника сделки достаточной дееспособности может помешать наступлению по сделке ожидаемого правового результата, в том числе привести к признанию его недействительным.
3. Любая сделка реализуется субъектом через его соответствующее внешнее волеизъявление. Однако форма внешнего волеизъявления может оказаться неадекватной внутренней воле субъекта сделки вследствие неправомерных действий контрагента или третьих лиц, а также вследствие юридически значимого ошибки в восприятии субъектом сделки его ожидаемого юридического результата. При таких обстоятельствах действия лица не могут объективно отражать внутреннюю волю субъекта гражданских правоотношений достичь желаемого юридического результата. Поэтому в ч. 3 ст. 203 ГК законодатель прямо предусматривает, что волеизъявление
участника сделки должно быть свободным и отвечать его внутренней воле. Правовые последствия несоблюдения этого требования закона предусмотрены статьями 229, 230, 231, 232, 233, 234, 235 ГК.
4. Закон предусматривает совершение сделок в устной или письменной форме (ст. 206 ГК). Отдельные сделки, заключенные в письменной форме, требующих нотариального удостоверения, а также специальной государственной регистрации. Требования закона о необходимости совершения сделок в определенной форме направлены способствовать фиксации волеизъявления субъекта сделки, наконец, в случае судебного спора обеспечит доказательность реального существования между сторонами соответствующего правоотношения и действительность их взаимных обязанностей и требований. Форма сделок определяется ГК (статьи 205, 206, 207, 208, 209) и другими законодательными актами (в частности, ЗК Украины, СК Украины, законами о приватизации государственного имущества). Правовые последствия несоблюдения требований относительно формы сделки установлены статьями 218-220 ГК.
5. Поскольку сделка является действием лица, направленным на приобретение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, то заведомо в момент совершения сделки объективная невозможность наступления правового результата не порождает у сторон тех или иных прав и обязанностей. Однако нельзя рассматривать как сделки
действия, по которым реальность наступления правовых последствий поставлена ??в зависимость от поведения сторон или других обстоятельств (например, договор по поставкам продукции, которая будет изготавливаться в будущем завещание относительно имеющегося у завещателя имущества, а также по такому, которое будет приобретаться к моменту смерти наследодателя).
6. Законодатель устанавливает повышенную правовую охрану прав и интересов социально уязвимой категории физических лиц. При этом положение ч. 6 ст. 203 ГК запрещает родителям (усыновителям) совершать сделки, которые противоречат правам и интересам их малолетних, несовершеннолетних или нетрудоспособных детей (например, правам собственности на жилой дом, надлежащему воспитанию и обучению детей). При совершении таких сделок родители (усыновители) должны придерживаться как соответствующих положений ГК, так и других законодательных актов, в частности, СК, Закона Украины «Об охране детства».
Поскольку родители (усыновители) согласно ст. 242 ГК являются законными представителями своих малолетних и несовершеннолетних детей, то они должны совершать сделки в интересах последних с учетом правил о представительстве.
Согласно статьям 180,198 С К Украине родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей к
достижения ими совершеннолетия, а также совершеннолетних нетрудоспособных детей, нуждающихся в материальной помощи, если они могут такую ??помощь предоставлять. Поэтому сделки родителей, направленные на уклонение от исполнения этих обязанностей, также должны считаться неправомерными.
7. Правовые последствия неправомерного сделки определяются правилами статей 215-235 и других статей ГК, а также положениями других законов, в частности, ГК Украины, СК Украина, ЗК Украины.