В ст. 204 ГК провозглашается презумпция правомерности сделки. Все другие третьи лица, в том числе государственные органы, не могут пренебрегать правами и обязанностями, возникшие у участников такой сделки, а следовательно, не должны нарушать их права и препятствовать осуществлению их обязанностей. Однако такая презумпция может быть опровергнута в двух случаях.
В первом случае неправомерными должны считаться такие сделки, которые по своему содержанию, форме
или другими элементами в императивной форме признаются законом недействительными с момента их совершения (ничтожные сделки). Ничтожными, в частности, являются сделки по обеспечению обязательств, совершенные с несоблюдением письменной формы (ст. 547 ГК); заключенные с нарушением требований закона о нотариальном удостоверении (ст. 220 ГК).
Во втором случае неправомерными будут признаваться сделки, недействительность которых устанавливается судом по требованию заинтересованного лица в предусмотренных законом случаях (оспариваемые сделки). Таковыми, в частности, являются сделки, совершенные малолетними и несовершеннолетними лицами за пределами их гражданской дееспособности (статьи 221-222 ГК), недееспособными лицами (ст. 226 ГК), под влиянием заблуждения, обмана или насилия (статьи 229-231).