1. Часть 1 ст. 547 ГК закрепляет требования относительно формы сделки об обеспечении исполнения обязательства. Если обеспечение исполнения обязательства устанавливается договором (сделкой), то он должен быть заключен в письменной форме. Есть договоренность сторон об этом фиксируется в основном тексте договора (письменном документе) или дополнении к нему, или в письмах, телеграммах, которыми обменялись стороны, или выражается с помощью телетайпной, электронной или иного технического средства и тому подобное. Требования к письменной форме сделки подробно рассмотрены в комментарии к ст. 207 этого Кодекса.
Для некоторых видов сделок об обеспечении исполнения обязательства законом предусмотрено и обязательную нотариальную форму, и государственную регистрацию. В частности, это касается отдельных видов залога (ст. 577 ГК); ипотечных договоров (ст. 10 Закона Украины «О финансово-кредитных механизмах и управлении имуществом при строительстве жилья и операциях с недвижимостью» от 19 июня 2003 p., Ст. 18 Закона Украина «Об ипотеке» от 5 июня 2003 г.) и т. д..
Согласно ст. 11 Закона Украины «Об обеспечении требований кредиторов и регистрации
обременений »от 18 ноября 2003 г. Регистрация в Государственном реестре подлежат также обременения движимого имущества. Государственная регистрация сделки об обеспечительных обременения движимого имущества предоставляет соответствующему обременению силу в отношениях с третьими лицами, если иное не установлено законом. С этого момента по общему правилу возникают взаимные права и обязанности по сделке, на основании которой возникло обременение, в отношениях между обременителем и должником. На основании регистрации устанавливается приоритет обременения (преимущественное право обременителя относительно права другого лица на то движимое имущество), если иные основания для возникновения приоритета не определены законом.
2. Часть 2 ст. 547 ГК устанавливает общие последствия несоблюдения письменной формы сделки об обеспечении исполнения обязательства: такая сделка считается ничтожной. Устная договоренность участников сделки о применении способов обеспечения исполнения обязательства не создает юридических последствий, не порождает обязанностей сторон. Если сделка об обеспечении обязательства не заключен в письменной форме, то предусмотренные им меры не могут быть осуществлены в принудительном порядке. Так, без письменного оформления сделки не возникают правоотношения залога, поручительства, гарантии, не могут
быть принудительно взысканы неустойка или двойная сумма задатка.
Если законом предусмотрено обязательное письменное нотариальную форму сделки об обеспечении исполнения обязательства, то ее несоблюдения также приводит к ничтожности договора, в частности, на основании положений ст. 220 ГК (см. комментарий к ней).
3. Несоблюдения требования закона о государственной регистрации может приводить к разным последствиям. По общему правилу (ч. 1 ст. 210 ГК), если законом предусмотрена государственная регистрация сделки, то он считается совершенным только с момента ее совершения. Законом может быть предусмотрено иное. Так, согласно ст. 11 Закона Украины «Об обеспечении требований кредиторов и регистрации обременений» в случае отсутствия регистрации сделки об обеспечительных обременения движимого имущества он сохраняет силу в отношениях между должником и обременителем, однако не действует в отношениях с третьими лицами, если иное не установлено законом. Согласно ст. 4 Закона Украины «Об ипотеке» в случае несоблюдения требования о государственной регистрации обременения недвижимого имущества ипотекой ипотечный договор является действительным, но требование ипотекодержателя не получает приоритет относительно зарегистрированных прав или требований других лиц на переданное в ипотеку имущество.
Ничтожность сделки об обеспечении обязательства означает, что он является недействительным с момента его заключения. Этот факт не требует судебного признания. Правовые последствия недействительности такой сделки предусмотренные ст. 216 ГК (см. комментарий к ней). В случае, если одна сторона передала другой стороне определенное имущество по сделке об обеспечении исполнения обязательства, заключенным с нарушением требования закона о письменной форме, то другая сторона должна вернуть все полученное. Так, сторона, получившая денежную сумму, считая ее задатком, должен вернуть ту же сумму, что ей передана, независимо от того по чьей вине не выполнено основное обязательство. Сторона, которой переданы вещь под залог с нарушением формы сделки, должен вернуть ее лице, которое его передало. Если в связи с совершением недействительной сделки другой стороне или третьему лицу нанесен ущерб и моральный вред, они подлежат возмещению виновной стороной. Эти последствия могут применяться по инициативе одной из сторон или суда и не могут изменяться по договоренности сторон сделки.
4. Вместе с тем закон допускает возможность в судебном порядке признать действительной сделку, по которому недодержано требование о его форме. Так, если договор, для которого законом установлена ??его
недействительность в случае несоблюдения требования о письменной форме, заключена устно и одна из сторон совершила действие, а вторая сторона подтвердила ее совершение, в частности путем принятия выполнения, такая сделка в случае спора может быть признана судом действительной (см. комментарий к ч. 2 ст. 218 ГК). Если законом установлено требование об обязательном нотариальном по свидетельства сделки, то в случае, если стороны договорились по всем существенным условиям договора, что подтверждается письменными доказательствами, и состоялось полное или частичное выполнение договора, но одна из сторон уклонилась от его нотариального удостоверения, суд может признать такой договор действительным. В этом случае последующее нотариальное удостоверение договора не требуется (ч. 2 ст. 220 ГК). Приведенные нормы имеют общее действие и распространяются на сделки по обеспечению выполнения обязательства.