Комментируемая статья закрепляет правило, согласно которому взыскание неустойки может иметь место независимо от наличия убытков (по их определение см.. Ст. 22 ГК и комментарий к ней).
Эта новелла гражданского права обозначает, что неустойка не всегда выступает санкцией за нарушение обязательства. Следует это из следующего:
в науке гражданского права выделяют следующие условия гражданско-правовой ответственности (состав гражданского правонарушения):
противоправное нарушение лицом возложенных на него обязанностей и субъективных прав других лиц;
наличие вреда или убытков;
причинная связь между противоправным поведением правонарушителя и вредными последствиями;
вина правонарушителя.
Наличие совокупности всех указанных выше условий по общему правилу позволяет привлечь лицо к гражданско-правовой ответственности. Отсутствие убытков (ущерба) как следствия действия лица не позволяет характеризовать ее поведение как гражданское правонарушение. Но несмотря на такое, неустойка подлежит все же уплате в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства. При этом она должна считаться не мерой ответственности (санкцией), а лишь правовым последствием нарушения обязательства (ст. 611 ГК). (Следует отметить, что толкование главы 51 ГК позволяет считать, что законодатель отличает понятие «правовые последствия нарушения обязательств» и «ответственность за нарушение обязательств». Это следует даже из названия указанной главы).
Частью второй статьи, коммент закреплено правило, согласно которому проценты на неустойку не начисляются. Это касается, прежде всего, денежной неустойки, поскольку проценты соответствии с нормами ГК (ст. 536, 625 ГК) дивиденды или за пользование чужими деньгами, или - при просрочке исполнения денежного обязательства. Есть статья 550 ГК устанавливает, что, во-первых, денежное обеспечительное обязательство по уплате неустойки, не может же быть обеспечено неустойкой, а во-вторых, за пользование денежной неустойкой уплата процентов, предусмотренных за пользование чужими деньгами, не осуществляется.
Часть третья ст. 550 ГК устанавливает, что кредитор не имеет права на неустойку, если должник на основании ст. 617 ГК не отвечает за нарушение обязательства.
Ст. 617 ГК устанавливает, что лицо, нарушившее обязательство, освобождается от ответственности за нарушение обязательства, если она докажет, что это нарушение произошло вследствие случая или непреодолимой силы. К сожалению, ГК не дает легального определения понятий «случай» и «непреодолимая сила», хотя и неоднократно использует их.
В науке гражданского права под случаем понимают событие, которое могло быть, но не была предотвращена должником исключительно потому, что он не мог предвидеть и предотвратить в связи с внезапностью наступления. Под непреодолимой силой (форс-мажорными обстоятельствами) понимают событие, которое должник не смог бы предотвратить средствами, которые он в этот момент, даже если смог бы его предвидеть.
Следует обратить внимание, что кредитор не имеет право на неустойку только в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства вследствие случая или непреодолимой силы. Это правило является новым для гражданского права Украины, поскольку ст. 179 ГК 1963 г. предусматривалось, что неустойка не подлежала уплате в результате виновного поведения кредитора. По ГК вина кредитора не является основанием для невозможности взыскания неустойки. Ст. 616 ГК прямо закрепляет, что при нарушении обязательства по вине кредитора размер неустойки соответственно уменьшается судом.
Поскольку неустойка не всегда является ответственностью за гражданское нарушения, то и применения части третьей ст. 550 ГК не может осуществляться, когда нарушение обязательства не повлекло убытков (вреда) кредитору. Это следует из того, что в данном случае речь не идет вообще об ответственности должника. Но только невозможность последней является основанием для утраты кредитором права на получение неустойки. Таким образом, если нарушение обязательства произошло вследствие случая или непреодолимой силы, но не причинило для кредитора убытков, он все равно получает право на неустойку, ведь она при этом будет считаться правовым последствием нарушения обязательства, а не санкцией за гражданское правонарушение .
Следует помнить, что взыскание неустойки в принудительном судебном порядке может осуществляться в сокращенные сроки. Это вытекает из ст. 258 ГК, которой установлена ??исковая давность относительно взыскания неустойки в один год. Поскольку предъявить иск об исполнении основного обязательства в натуре, в том числе и об уплате денег, можно в течение трех лет (ст. 257 ГК), то требование о взыскании неустойки может быть выдвинута отношении последнего года невыполнение основного долга в пределах общей исковой давности.