Глава 80
Спасение здоровья и жизни
Физического лица, имущества физических
ИЛИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
Статья 1161. Обязательства, возникающие вследствие спасания здоровья и жизни физического лица
Обязательства, возникающие вследствие спасания здоровья и жизни физических лиц, имущества физического или юридического лица, является частичной новеллой нового Гражданского кодекса Украины.
Глава 41 ГК 1963 г. содержала нормы, посвященные возмещению вреда, возникшего вследствие спасения социалистического имущества, той организацией, имущество которой спасал потерпевший. Однако возмещение ущерба, понесенного при спасении жизни и здоровья физических лиц, а также имущества, принадлежащего таким лицам, гражданским законодательством не предусматривалось. В связи с этим в работах отечественных (С.Н. Ландкоф, Г.К. Матвеев, П.Р.Стависький, Е.О.Харитонов и др..) И российских (О.С.Йоффе, А.А. Красавчиков, Л.А. Майданник, Н.Ю. Сергеева, А.О.Собчак, С.В. Поленина и др.). ученых обращалось внимание на то, что возмещение понесенного при совершении таких действий ущерба возможно только в порядке аналогии права и предлагалось урегулировать этот вопрос в законодательстве.
Отражая изменения в концепции регулирования гражданских отношений, глава 80 ГК предусматривает теперь две ситуации: 1) спасения здоровья и жизни физического лица, 2) спасение имущества физического или юридического лица.
Ст. 1161 ГК предусматривает, что вред, причиненный лицу, которое без соответствующих полномочий спасало здоровье и жизнь физического лица от реальной угрозы для нее, возмещается государством в полном объеме.
Из этой нормы следует, что в результате спасания здоровья и жизни физического лица возникают обязательства, субъектами которых является лицо, делала спасательные действия (спасатель - им может быть как физическое, так и юридическое лицо) и государство в лице соответствующих государственных органов. Содержанием этих обязательств является право спасателя на возмещение понесенного им ущерба и обязанность государства возместить вред, понесенную спасателем, в полном объеме (утраченный заработок, поврежденное имущество, расходы на лечение и т.д.).
Условиями возникновения таких обязательств, как следует из содержания комментируемой статьи, являются:
1) наличие реальной (а не воображаемой, такой, о которой возникло ложное впечатление у того, кто осуществлял спасательные действия) угрозы для здоровья и жизни физического лица. Возникает вопрос, такая угроза обязательно должно угрожать и здоровью, и жизни физического лица, имеет значение и то, что она угрожала только здоровью человека? Хотя в комментируемой статье ГК говорится об угрозе «здоровью и жизни» физического лица, но оправданным будет считать, что спасательными действия будут признаваться и тогда, когда опасность угрожала здоровью человека. В противном случае может возникнуть проблема оценки спасателем степени угрозы, сопоставление им уровня опасности, угрожающей здоровью другого лица и его собственном и т.п.;
2) отсутствие у спасателя полномочий (обязанности) осуществлять спасательные по другого физического лица действия. Итак, врачи, профессиональные спасатели, пожарные и т.п. не признаются субъектами указанных обязательств. Основания и условия возмещения понесенных ими убытков определяются специальными соглашениями с потерпевшими и актами законодательства;
3) направленность действий на спасение здоровья и жизни другого физического лица. Если спасение оказалось лишь побочным результатом деятельности некоего лица, то указанные обязательства не возникают. Например, если лицо предотвращает гибель лодки, пытаясь спасти свою жизнь, и при этом «попутно» отвлекает угрозу жизни и здоровью других лиц, то обязательства по спасению здоровья и жизни не возникает. Но положительный результат спасательных действий в отношении других лиц не является условием возникновения соответствующих обязательств. Это следует из того, что в комментируемой статье говорится, что лицо «спасала» (а не само «спасла») здоровья и жизни физического лица;
4) возникновение у спасателя ущерба вследствие совершения им спасательных действий относительно здоровья и жизни физического лица. Если спасательные действия имели место, но спасатель при этом не понес ущерб, то обязательства не возникают. При этом следует иметь в виду, что вред может быть как имущественного, так и неимущественного характера.