Каждый имеет право на уважение его достоинства.Никто не может быть подвергнут пыткам, жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению или наказанию.
Ни один человек без его добровольного согласия не может быть подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
Комментарий статьи Конституции:
Конституция закрепляет уважение человеческого достоинства, в связи с чем устанавливает норму, согласно которой пытки и другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство личности виды обращения и пока - ранняя является грубым нарушением прав человека. Эта норма воспроизводит соответствующие положения Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принятой в 1984 г., участницей которой является Украина.
Согласно статье I настоящей Конвенции"пытка" определяет любое действие, которым определенному лицу умышленно причиной сильная боль или страдание (физическое или моральное), чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание вызываются государственными должностными лицами или иными лицами, выступающих в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или с их молчаливого согласия.
Прежде всего следует иметь в виду, что запрет пыток, жестокого, бесчеловечного или что при - нижуе достоинство обращения или наказания в соответствии с международным правом является абсолютной. Это означает, что даже исключительные обстоятельства, такие, как состояние или угроза войны, внутренняя политическая нестабильность или другое чрезвычайное положение не могут служить оправданием пыток и других указанных в Конституции видов по - ращения или наказания.
Во-вторых, согласно действующему законодательству совершение пыток и других видов жестокого обращения с человеком со стороны любого лица составляют собой тяжкое преступление, в отношении которого запрещены всякие ссылки на" приказ вышестоящего начальника или государственной власти"," исключительные обстоятельства" и т.д..
Указанная выше Конвенция не содержит четкого определения, что представляет собой жестокое, бесчеловечное или унижающее достоинство человека обращение или наказание. Поэтому в этом вопросе является необходимость сослаться на практику соответствующих органов.
Так, согласно соображениями, которые были представлены на рассмотрение Комиссии по правам человека Экономического и Со - циальной Совета ООН, условия, в которых содержатся подозреваемые в совершении преступлений в следственных изоляторах России, являются жестокими, бесчеловечными и унижающими достоинство человека, они сами по себе являются пытками. Поскольку подозреваемые содержатся там с целью ускорения проведения предварительного следствия, чтобы сломить их волю и получить признание и информацию, вполне можно считать, что они подвергаются пыткам.
Относительно вопроса о соответствии правового порядка в Российской Федерации нормам Совета Европы, который рассматривался Парламентской Ассамблеей Совета Европы в 1994 г., то было подчеркнуто, что требование к подозреваемому в совершении преступления участвовать в" следственном эксперименте", когда он снимается на фо - топливку после чего видеофильм представляется как доказательство в суд, - даже если речь не идет о каком-то физическое насилие, - по-видимому унижающей достоинство в том понимании, которое существует в европейской судебной практике.
Во поведения запрещенное ст. 28 Конституции, могут подпадать такие явления, как" дедовщина", использование труда новобранцев офицерами армии, случаи доведения до самоубийства и т.п..
В ч. З ст. 28 на уровень конституционного права поставлена невозможность подверженности никого без его согласия медицинским, научным или иным опытам. Подчеркнем. во-первых, что это положение воспроизводит соответствующую норму, которая содержится в ст. 7 Международного пакта о гражданских и политических правах. Во-вторых, следует при его применении подразумевать как требования о действительной добровольности получения согласия человека, включая правила установления дееспособности и правоспособности, так и то, что согласно с высказанными выше соображениями медицинские, научные и другие опыты ни в коем случае не должны иметь характер пыток или быть связаны с жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство личности, поведением.