Комментарий :
В случае, когда причиной гибели или повреждения застрахованного имущества стала противоправное поведение третьего лица, страхователь имеет право требовать возмещения убытков или от их лица нанесла, или от страховщика. Данное положение вытекает из того, что между страхователем и страховщиком существует договор морского страхования, а между лицом, причинившим ущерб и страхователем существуют или договорные обязательства (например, договор перевозки) или внедоговорные обязательства (например, деликтные). При этом каждый из этих обязательств направлены на возмещение убытков, понесенных страхователю. Именно поэтому, если страхователь получил возмещение от лица, нанесшего ущерб, он не имеет право обратиться с соответствующим требованием к страховщику и наоборот, поскольку это противоречит требованиям действующего законодательства Украины (см. например комментарий к ст. 276 Кодекса).
Если же страхователь воспользовался своим правом обращения к страховщику с требованием о возмещении причиненного ущерба и страховщик выплатил страховое возмещение, последний имеет право обратиться с требованием к лицу, ответственному за причиненный ущерб. Таким образом, согласно законодательству Украины к страховщику, который возместил страхователю указанные убытки переходит соответствующее право страхователя в отношении лица, которое нанесло этот ущерб. Такой переход в законодательстве и юридической практике получил название суброгация.
Указанное право переходит к страховщику по прямому указанию закона. Юридическим фактом, порождающим этот переход права является выплата страховщиком страхового возмещения за убытки, обусловленные правонарушением. В момент выплаты такого возмещения переход к страховщику соответствующего права страхователя происходит автоматически, т. е. без какого-либо заявления страхователя и независимо от его воли.
При этом, право страхователя на взыскание с правонарушителя переходит к страховщику только в пределах выплаченного страхового возмещения. Если такое возмещение не достигает суммы убытков, страхователь сохраняет право на взыскание с правонарушителя убытков, которые не покрыты страховым возмещением.
Суброгация приводит к тому, что страховщик вступает на место страхователя в правоотношения, что связывало последнего с лицом, нанесенный ущерб. Именно поэтому, взыскание убытков в пользу страховщика происходит в рамках не страхового, а иного обязательства, субъектами которого были страхователь и лицо, причинившее ущерб. Таким образом, право, перешедшее к страховщику должно осуществляться им в том же порядке, который был предусмотрен для страхователя.
Часть 2 комментируемой статьи освобождает страховщика от выплаты страхового возмещения в случае, когда страхователь отказался от своего права требования к лицу, ответственному за причиненный ущерб, или осуществление этого права стало невозможным по его вине. Так, по прямому указанию закона для применения ч. 2 ст. 274 необходима вина страхователя. При отсутствии его вины в тех трудностях, которые возникли у страховщика в связи с осуществлением права, перешедшего к нему в порядке суброгации, отказ от страхового возмещения является безосновательной.