СОДЕРЖАНИЕ УГОЛОВНОГО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА | СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО УПК Комментарий
ГЛАВА 4
Доказательства и доказывание
§ 1. Понятие доказательств, принадлежности и допустимости при признании сведений доказательствами
Статья 84. Доказательства
1. Доказательствами в уголовном производстве являются фактические данные, полученные в предусмотренном настоящим Кодексом порядке, на основании которых следователь, прокурор, следователь судья и суд устанавливают наличие или отсутствие фактов и обстоятельств, имеющих значение для уголовного производства и подлежат доказыванию.
2. Процессуальными источниками доказательств являются показания, вещественные доказательства, документы, заключения экспертов.
Комментарий:
1. В основу определения понятия доказательств в уголовном процессе возложена законодателем информационная модель доказательств. Согласно этому доказательства - это единство фактических данных (данных о фактах) и их процессуальных источников.
Такой подход к определению понятия доказательств основывается на теории отражения, согласно которой событие уголовного преступления для органов досудебного производства, прокурора, защитника и суда прошлой. Уголовное правонарушение представляет собой определенную совокупность соответствующих явлений, предметов, процессов, происходящих в окружающей среде. Вступая в контакт со многими другими явлениями объективной действительности, он оставляет отражение на материальных объектах в форме материальных следов (состояний предметов, динамических и статических процессов и т.п.), а также в форме идеальных следов - в сознании людей. Это дает возможность воссоздать «картину» совершенного уголовного преступления деяния или установить его отсутствие.
Факты и обстоятельства, имеющие значение для уголовного производства и подлежат доказыванию, делятся на две группы: 1) перечислены в ст. 91 УПК («Обстоятельства, подлежащие доказыванию в уголовном производстве») 2) побочные факты, которые не входят в круг этих вопросов. Последние возникают в момент совершения уголовного преступления до и после него. Причины их образования различны. Они продолжают существовать после совершения уголовного преступления, не изменились или изменились, но не утратили важных для доказывания свойств. Это: 1) факты, относящиеся к материальным последствиям совершения уголовного преступления (поврежденный автомобиль, замки на дверях, разбитые окна, одежда потерпевшего и т.п.) 2) объекты, сохранившие на себе следы уголовного преступления (поддельные документы, деньги и т.д.) , 3) найденные предметы, которые были объектом уголовно противоправных действий (похищенные вещи, документы) 4) обстановка на месте совершения уголовного преступления; 5) факты, указывающие на признаки внешности лица, совершившего уголовное преступление (рост, цвет волос , черты лица).
Побочные факты устанавливаются обстоятельствами, которые подлежат доказыванию в необходимых и случайных, пространственно-временных, причинно-следственных, непосредственных и опосредованных связях. Познание обстоятельств, подлежащих доказыванию, и косвенных доказательств осуществляется опосредованно и непосредственно (логическое доказывания). Участники процесса узнают уголовное правонарушение как событие прошлого благодаря информации, которую несут о нем доказательства. Исходя из этого, обстоятельства, подлежащие доказыванию в уголовном производстве (ст. 91 УПК), познаются косвенно, поскольку они сторонам и суду недоступны для непосредственного восприятия. Так, доказательства соединяющим звеном между сознанием участников процесса, участвующих в доказывании, и событием уголовного преступления, которое познается.
Непосредственное познание следователем, судом обстоятельств, подлежащих доказыванию, и косвенных доказательств может иметь правовое значение, если оно происходило в уголовном производстве при проведении тех действий, которые предусмотрены УПК, в установленном порядке и закрепленные в процессуальных документах. Когда такое познание осуществляется вне процесса прокурором, следователем, судьей, следственным судьей, то это является препятствием для участия в расследовании или судебном рассмотрении данного дела.
Статья 84 УПК проводит разграничение между фактами и обстоятельствами.
Факты - это событие, явление, что произошло в действительности. Обстоятельства - это явление, которое сопровождает что-нибудь, ту или иную сторону дела. Исходя из этимологического и логического значения этих понятий, фактами в уголовном производстве следует считать события (событие), по поводу которых ведется процесс, а обстоятельствами - то, что связано с этими фактами, их характеризует. Так, событие уголовного преступления и совершения его подозреваемым, обвиняемым - это факт, а место, время его совершения - это обстоятельства. Такое разграничение между фактами и обстоятельствами в уголовно производстве является условным, поскольку они взаимосвязаны. Без определения места, времени и способа совершения уголовного преступления нельзя признать факт установленным.
Фактические данные - это не факты объективной действительности, а сведения о них, образующие содержание доказательств, с помощью которых устанавливаются факты и обстоятельства, подлежащие доказыванию в уголовном производстве. «Фактический» означает состояние чего-либо, который соответствует фактам, отражающих действительность.
Данные - это информация (сведения о фактах), которая необходима для заключения или принятия решения. Фактические данные - это данные для какого-либо решения, заключения, отражающие действительность. Согласно содержанию комментируемой нормы фактические данные - это сведения, полученные в порядке, установленном УПК, о наличии или отсутствии фактов и обстоятельств, имеющих значение для уголовного производства.
Соответствии с требованиями ч. 1 ст. 84 УПК доказательства должны быть получены в предусмотренном порядке. Это означает, что доказательствами могут быть только фактические данные, полученные в результате проведения следственных (розыскных), негласных (розыскных) действий, предусмотренных УПК, и в том порядке, как это предусмотрено соответствующим процессуальным действием.
В статье 223 УПК изложены общие условия для проведения таких действий (цель, основания, участие и присутствие лиц, интересы которых могут быть нарушены или ограничены, время и место их проведения, участие в проведении следственного (розыскной) действия лиц, инициировали, участие понятых, недопущения проведения следственных (розыскных) действий по истечении сроков досудебного расследования). Кроме того, уголовным процессуальным законом конкретизирована процессуальная форма проведения следственных (розыскных) действий - допрос (статьи 224-227, 232 УПК), предъявления для опознания (статьи 228-232 УПК), обыска (статьи 234-236 УПК), учитывая (статьи 237-239 УПК), следственного эксперимента (ст. 240 УПК), освидетельствование лица (ст. 241 УПК), привлечение эксперта и проведение экспертизы (статьи 242-245 УПК).
В отличие от гласных следователей (розыскных) действий негласные следственные (розыскные) действия проводятся тайно, сведения о факте их проведения не подлежат разглашению за исключением случаев, предусмотренных УПК (ч. 1 ст. 246 УПК). В главе 21 УПК закреплены общие условия проведения негласных следственных (розыскных) действий (ст. 246 УПК), порядок получения разрешений на их проведение (статьи 247-251 УПК), фиксация хода и результатов (ст. 252 УПК) и др.. Порядок проведения негласных следственных (розыскных) действий не преподается. Этот порядок определяется в зависимости от конкретной ситуации. Время это не означает, что результаты таких действий автоматически будут получать статус доказательств. Полученные материалы подлежат проверке на тех же основаниях, что и результаты проведения других следственных (розыскных) действий. Так, лица, их проводили либо были привлечены к их проведению, могут быть допрошены как свидетели. Кроме этого, согласно ст. 256 УПК могут быть допрошены также лица, по поводу действий или контактов которых проводились такие действия. Это означает, что материалы, полученные в результате негласных следственных (розыскных) действий, должны указывать на источник их происхождения, чтобы в соответствующей ситуации существовала возможность исследования и объяснений авторов материалов или знакомых с ними лиц. Такая проверка может осуществляться с участием сторон, в том числе в условиях закрытого судебного заседания, путем допросов, проведения экспертиз, экспериментов и других гласных следователей (розыскных) действий, а также сопоставление с доказательствами, полученными по результатам гласных следователей (розыскных) действий. Из этого следует, что доказательства, полученные в результате негласных следственных (розыскных) действий, могут использоваться в доказывании, если они получены с процессуальных источников, предусмотренных ч. 2 ст. 84 УПК.
Согласно ч. 1 ст. 84 УПК устанавливают наличие или отсутствие фактов и обстоятельств, имеющих значение для уголовного производства и подлежат доказыванию не только суд, но и следователь, прокурор, следователь судья. Иначе говоря, доказательствами по предписаниям данной статьи признаются те, которые получены на досудебном производстве, так и, что исследованные в судебном заседании, но это не значит, что все доказательства, собранные стороной обвинения в ходе досудебного производства, могут быть признаны за результатам судебного исследования. Так, в ч. 4 ст. 95 УПК указывается, что суд не вправе обосновывать судебные решения показаниями, предоставленными следователю, прокурору, или ссылаться на них; в п. 2 ч. ст. 374 УПК также отмечается, что в мотивировочной части приговора указываются доказательства в подтверждение установленных судом обстоятельств и исследованы непосредственно в суде. Доказательства, полученные на предварительном расследовании, можно использовать только для принятия решений в этой стадии. Судебные решения обосновываются лишь доказательствами, исследованными и признанными судом. Из этого следует, что доказательства в КПК делятся на досудебные и судебные.
Анализ соответствующих положений УПК свидетельствует о том, что в них нормированы правовые механизмы влияния стороны защиты на формирование доказательств на стадиях досудебного расследования и судебного разбирательства. Поэтому информационная основа доказательств усиливается логической составляющей - фактами-аргументами, которые могут влиять на оценку фактических данных. Реально в процедуре формирования доказательств, а также в интерпретации их содержания могут участвовать конкурирующие субъекты, может привести к активизации доказательств, изменения их содержания, ослабление доказательной силы или даже ликвидации.
2. Понятием «источники доказательств», «процессуальные источники доказательств» в теории уголовного процесса придается разное значение: как форма, вид доказательств, средства доказывания, носители информации. В части 1 ст. 84 УПК говорится о фактические данные, о наличии или отсутствии фактов и обстоятельств, имеющих значение для уголовного производства и подлежат доказыванию. Они отражают содержание и объективную основу доказательств. Во показаниям, вещественными доказательствами, документами, заключениями экспертов следует понимать процессуальные источника, т.е. материальную форму, в которой содержатся и при помощи которой передаются фактические данные. Такие источники гарантируют получения наиболее полных и достоверных фактических данных, что является важным условием допустимости доказательств. С учетом этого под доказательствами в уголовном процессе следует понимать единство фактических данных и их процессуальных источников. В зависимости от способа и процессуального режима получения и их характера законодатель сформулировал конкретное требование о том, что доказательствами могут быть только показания, вещественные доказательства, документы, заключения экспертов независимо от того, получены они в результате гласных или негласных следственных (розыскных) действий (см. Комментарий к статьям 95, 98, 99,101 УПК).