В связи с частыми изменениями в законодательстве, информация на данной странице может устареть быстрее, чем мы успеваем ее обновлять!
Eсли Вы хотите найти правильное решение именно своей проблемы, задайте вопрос нашим юристам прямо сейчас.

СОДЕРЖАНИЕ УГОЛОВНОГО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА | СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО УПК Комментарий

1. Лица, конституционные права которых были временно ограничены при проведении негласных следственных (розыскных) действий, а также подозреваемый, его защитник должны быть письменно уведомлены прокурором или по его поручению следователем о таком ограничении.

2. Конкретное время сообщения определяется с учетом наличия или отсутствия угроз для достижения цели досудебного расследования, общественной безопасности, жизни или здоровья я лиц, причастных к проведению негласных следственных (розыскных) действий. Соответствующее уведомление о факте и результаты негласной следователя (розыскной) действия должно быть осуществлено в течение двенадцати месяцев со дня прекращения таких действий, но не позднее обращение в суд с обвинительным актом.

Комментарий:

1. Закрепление положения, содержащегося в ч. 1 комментируемой статьи, обеспечивает функционирование реального механизма обеспечения государством прав человека на неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных разговоров, телеграфной и другой корреспонденции, а также способствует повышению ответственности субъектов, уполномоченных принимать решение о необходимости проведения негласных следственных (розыскных) действий.

2. Определение момента уведомления лица, в отношении которого проводилась негласная следственная (сыскная) действие, обоснованное требованиями, которые сформированы практикой ЕСПЧ. В частности, в ч. 1 комментируемой статьи учтены позицию, изложенную ЕСПЧ в решении по делу «Класс и другие против Германии», в резолютивной части которого указывается, что «сообщения каждого лица сразу после прекращения за ней тайного слежения о таком мероприятии может составлять существенную преграду реализации долговременной цели, для которой изначально и устанавливалось наблюдение ». Однако суд согласился с позицией Федерального конституционного суда Германии, заинтересованное лицо должно быть извещена сразу с появлением такой возможности, но без риска для обеспечения цели такого вмешательства. Изложенная позиция нашла отражение и в комментируемой части статьи, которая закрепляет, что конкретное время сообщения определяется с учетом наличия или отсутствия угроз для достижения цели досудебного расследования, общественной безопасности, жизни или здоровья лиц, причастных к проведению негласных следственных (розыскных) действий . Таким образом законодатель обеспечивает органам досудебного расследования при проведении негласных следственных (розыскных) действий, которые временно ограничивают права и свободы человека, возможность в полном объеме осуществлять документированию противоправной деятельности, после чего лицам, по поводу действий и контактов которых проводились негласные следственные (розыскные) действия , возникает возможность воспользоваться своим правом на обжалование правомерности действий органов предварительного расследования.

Согласно требованиям ст. 17 ЗУ «О выполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека» от 23 февраля 2006 г. № 3477ИУ положения комментируемого пола закона также учитывают решения ЕСПЧ по делу «Волохи против Украины» от 02.11.2006 г. В этом решении Суд констатировал нарушение ст. 13 Конвенции на том основании, что «законодательство Украины не обеспечивает лицо, в отношении которого принимаются меры наблюдения, принадлежащими гарантиями защиты, поскольку оно не предусматривает обязанности сообщать лицу о мерах наблюдения, примененных относительно него. Даже если лица, к которым принимаются такие меры, узнают о вмешательстве в их право на уважение их корреспонденции, как это произошло в этом деле, право обжаловать законность такого решения, гарантированное национальным законодательством, на практике оказалось ограниченным ».

Учитывая нормы законодательства в сфере защиты прав человека и практику ЕСПЧ, нормы комментируемой статьи закрепляют, что прокурор лично или через следователя, предоставив ему соответствующее письменное поручение, уведомляет лицо письменно о временном ограничении ее конституционных прав только в том случае, когда отсутствуют угрозы для достижения цели досудебного расследования, общественной безопасности, жизни или здоровья лиц, причастных к проведению негласных следственных (розыскных) действий, в течение двенадцати месяцев со дня прекращения таких действий, но не позднее обращение в суд с обвинительным актом.

Статьей не предусмотрено, что поручение прокурора следователю о извещения лиц, в отношении которых осуществлялись мероприятия, которые временно ограничивают права человека, должно быть изложено в письменной форме. Однако, рассматривая положения настоящей статьи, следует учитывать нормы, закрепленные в ч. 4 ст. 40 УПК, в которой говорится, что следователь обязательств выполнять поручения и указания прокурора, которые предоставляются в письменной форме.

Решение о конкретном времени уведомления определяется с учетом наличия или отсутствия угроз для достижения цели досудебного расследования, общественной безопасности, жизни или здоровья лиц, причастных к проведению негласных следственных (розыскных) действия, и должно быть осуществлено в течение двенадцати месяцев со дня прекращения таких действий, но не позднее обращение в суд с обвинительным актом. Если такие угрозы существуют, прокурором или по его поручению следователем, оперативным подразделением принимаются соответствующие меры по их устранению.


Получите за 15 минут консультацию юриста!