От вступившего в силу Закона "Об электронной коммерции" (далее – Закон) все ожидали прежде всего определения ключевых понятий и статуса субъектов. Стоит сказать, что данные ожидания оправдались. При этом нелишним будет комплимент авторам: они воздержались от повторного определения уже существующих в законодательстве терминов, что позволяет новому Закону достаточно легко встроится в существующую систему нормативно-правовых актов.
Теперь обратимся непосредственно к теме статьи: кто такой "субъект электронной коммерции" и каков его статус в системе правоотношений.
Согласно п. 15 ч. 1 ст. 3 Закона субъектом электронной коммерции признается:
1) субъект хозяйствования любой организационно-правовой формы, который реализует товары, предоставляет услуги, исполняет работы с использованием информационно-телекоммуникационных систем;
2) лицо, приобретающее, заказывающее, использующее указанные товары, работы, услуги путем совершения электронной сделки.
Как видим, напрямую выделяется два вида субъектов, которые разделяются в зависимости от их места в конкретной сделке.
При этом к стороне продавца (поставщика, исполнителя и т. д. – для простоты будем писать просто "продавец") предъявляется несколько больше требований. Он в обязательном порядке должен быть субъектом хозяйствования. То есть, исходя из ст. 55 Хозяйственного кодекса, речь может идти лишь о юридических лицах либо физлицах-СПД.
Покупателем же может быть любое лицо без исключений.
Особый статус имеют поставщики промежуточных услуг (которые определены в ч. 2 ст. 6 Закона). Они выступают субъектами электронной коммерции только в отношениях с непосредственным потребителем их услуг лишь в части сделки по предоставлению данных услуг и при условии, что такая сделка является электронной. Проще говоря, владелец сайта, на котором размещается коммерческое объявление другого лица, является субъектом электронной коммерции лишь в рамках отношений по размещению такого объявления, но не в рамках отношений по продаже товара по этому объявлению. Обязанности в отношении покупателя у него могут возникать лишь в случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 9 Закона.
Что касается продавца, то Закон возлагает на него ряд обязанностей. Прежде всего речь идет о наличии у него всех разрешительных документов, требующихся согласно законодательству для осуществления того или иного вида деятельности. Эта обязанность закреплена в ч. 4 ст. 5 Закона.
Также одной из основных обязанностей продавца является обязанность обеспечить покупателю возможность доступа к информации, предусмотренной ч. 1 ст. 7 Закона.
Кроме того, субъект электронной коммерции обязан соблюдать установленные ст. 10 Закона правила рассылки коммерческих предложений.
Специфической обязанностью продавца является и необходимость обеспечить защиту получаемой им информации. Детальнее эти требования сформулированы в ст. 14, а также ч. 3 ст. 7 Закона.
Еще один важный момент – обязанность продавца обеспечить сохранность электронных сообщений по правилам ст. 15 Закона.
Остальные обязанности субъекта мало отличаются от тех, которые возлагаются на субъектов "обычной" коммерции. При этом сохраняется за субъектом электронной коммерции и обязанность предоставить подтверждение получения средств, которым, впрочем, не обязательно выступает товарный чек.
В свою очередь, в числе специфических прав продавца в рамках электронной коммерции стоит отметить право требовать от покупателя информацию, необходимую для идентификации последнего в информационно-телекоммуникационной системе.
Что же касается статуса покупателя, то он мало отличается от его "офлайнового" статуса. Все особенности собраны в ст. 8 Закона.
ВЫВОД:
Итак, новый Закон сосредоточился лишь на ключевых особенностях статуса субъектов электронной коммерции и не стал повторять более общие нормы о статусе сторон коммерческих правоотношений.