В связи с частыми изменениями в законодательстве, информация на данной странице может устареть быстрее, чем мы успеваем ее обновлять!
Eсли Вы хотите найти правильное решение именно своей проблемы, задайте вопрос нашим юристам прямо сейчас.

Вопрос товарообмена между Украиной и временно оккупированными территориями довольно длительное время оставался без внимания законодателей. Как представители власти, так и волонтеры неоднократно акцентировали на, мягко говоря, непрозрачной процедуре ввоза и вывоза товаров с отдельных районов Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО). Неурегулированность этой проблемы повлекла за собой убытки для экономики страны и повышение уровня общественной неудовлетворенности.

Сдвинуть эту проблему с мертвой точки помогли обычные граждане, бойцы батальонов "Айдар" и "Донбасс", организовав общественную акцию, целью которой было полное прекращение транспортного сообщения Украины с территорией ОРДЛО.

Ответом государства на эту ситуацию стало принятие Порядка перемещения товаров в район или из района проведения антитеррористической операции. Принятый документ призван перевести товарообмен между территорией Украины и ОРДЛО в правовое поле. В этом Порядке Правительство определило перечень товаров, которые могут перемещаться между территориями, а именно:

  • пищевые продукты и алкогольные напитки

  • лекарственные средства и медицинские изделия, которые перемещаются в составе гуманитарных грузов,

  • товары и продукция металлургической, горно-обогатительной, угледобывающей и энергогенерирующей отраслей, объектов критической инфраструктуры по перечню и объемам, утверждаемым совместным решением Министерства по вопросам временно оккупированных территорий (МВОТ) и Минэкономразвития.

Кроме самого перечня товаров, Порядком определено, что перемещаться такие товары могут физическими лицами и субъектами хозяйствования. Физические лица имеют право перемещать товары только в ручной клади и/или сопровождаемом багаже автомобильным транспортом по перечню и объемами, утверждаемым МВОТ.

Что касается субъектов хозяйствования, то они должны быть включены в перечень субъектов хозяйствования, осуществляющих перемещение товаров, согласно принятому Порядку. Формы таких перечней определяются решением координационного центра по вопросам режима и экономической деятельности на территориях, прилегающих к полосе безопасности вдоль линии столкновения (Координационный центр).

Интересным фактом является то, что в исключительных случаях по решению Координационного центра и по согласованию с руководителем антитеррористической операции через линию столкновения могут перемещаться товары без ограничений, установленных в данном Порядке.

Учитывая ситуацию в нашей стране, "исключительность" случаев вполне вероятно будет определяться довольно субъективно, а если взять в расчет выгоду для "собственного кармана", объективность приобретает призрачный вид.

На первый взгляд, кажется, что Постановление № 99 полностью выводит из тени перемещение товаров из Украины в ОРДЛО. Тем не менее, отдельные положения Порядка касательно перемещения товаров в район или из района проведения антитеррористической операции наделяют Координационный центр практически неограниченными полномочиями. Эти полномочия могут быть использованы для осуществления той же деятельности, против которой и была начата общественная акция, но уже под прикрытием прозрачности и законности.

Исходя из анализа отдельных пунктов Порядка, складывается впечатление, что законодатель де-юре хочет создать иллюзию полного контроля со стороны государства за перемещением товаров. Что касается применения этого документа, то оно полностью зависит от Координационного совета и контролирующих органов.

Из анализа текста Порядка можно сделать вывод, что власть попыталась урегулировать все проблемы, которые накопились за три года с момента объявления антитеррористической операции. Однако принятый документ не стал ответом на них. К тому же определенные его аспекты вообще противоречат действующему законодательству.

 

ВЫВОД:

Подытоживая, можно сказать, что власть, принимая данный нормативный акт в целях урегулирования торговли с оккупированными территориями, оставляет в законодательстве пробелы, позволяющие заинтересованным лицам использовать Порядок явно не в общественных интересах.