В связи с частыми изменениями в законодательстве, информация на данной странице может устареть быстрее, чем мы успеваем ее обновлять!
Eсли Вы хотите найти правильное решение именно своей проблемы, задайте вопрос нашим юристам прямо сейчас.

Уровень защиты иностранных инвесторов напрямую зависит от возможности беспрепятственного возврата ранее сделанных инвестиций, а также доходов от инвестиционной деятельности.

Любые запреты и ограничения, вводимые принимающим государством, всегда болезненно воспринимаются иностранными инвесторами и могут служить сдерживающим фактором, препятствующим свободному перемещению капитала в данное государство.

 

Право инвестора на возврат своих инвестиций: теория и практика

С одной стороны, украинское законодательство декларирует право инвестора на возврат своих инвестиций в виде гарантии в случае прекращения инвестиционной деятельности.

Согласно статье 11 Закона Украины "О режиме иностранного инвестирования" от 19.03.96 г. иностранный инвестор имеет право на возврат не позднее шести месяцев со дня прекращения инвестиционной деятельности своих инвестиций в натуральной форме или в валюте инвестирования в сумме фактического взноса (с учетом возможного уменьшения уставного капитала) без уплаты пошлины, а также доходов от этих инвестиций в денежной или товарной форме по реальной рыночной стоимости на момент прекращения инвестиционной деятельности, если иное не установлено законодательством или международными договорами Украины.

С другой стороны, это декларативное право инвестора часто ущемляется на практике. Так, НБУ ограничивает совершение валютных операций, связанных с репатриацией иностранных инвестиций.

 

Ограничение по покупки валюты: как быть инвестору

Согласно подпункту 17 пункта 6 постановления Правления НБУ от 13.12.2016 г. № 410 "Об урегулировании ситуации на денежно-кредитном и валютном рынках Украины" покупка (перечисление) иностранной валюты с целью возврата за рубеж средств от продажи иностранными инвесторами ценных бумаг, корпоративных прав, средств, полученных в результате уменьшения уставных капиталов, выхода инвесторов из хозяйственных обществ разрешается только при соблюдении установленных условий.

В частности, покупка валюты с этой целью разрешается на сумму не более чем 5 млн долларов США в течение календарного месяца (т. е. не более 60 млн долларов США в год) и только через один уполномоченный банк, менять который можно только на основании письменного обращения клиента.

Единственным видом изъятий, не подпадающих под данные ограничения, являются операции продажи иностранными инвесторами государственных облигаций Украины и долговых/листинговых ценных бумаг на фондовых биржах. Существующий запрет на покупку и перечисление иностранной валюты для возврата за рубеж иностранному инвестору дивидендов также не способствует повышению инвестиционной привлекательности Украины.

 

Вернуть инвестиции из уставного капитала: реалии судебной практики

Однако препятствия на пути возврата иностранных инвестиций могут возникать не только в случае их репатриации в валюте инвестирования, но и при их возврате в натуральной форме.

В качестве примера из судебной практики, наглядно демонстрирующего шаткость позиции иностранного инвестора, можно привести постановление Высшего хозяйственного суда Украины (ВХСУ) от 11.07.2016 г. по делу № 903/404/15. Оно касается дела по иску иностранного инвестора – немецкой фирмы "Науманн Машинен и Палеттен" к обществу с ограниченной ответственностью с просьбой к суду обязать ответчика вернуть иностранные инвестиции (деревообрабатывающее оборудование), ранее внесенные в уставный капитал данного общества. Эта фирма решила прекратить свою инвестиционную деятельность в Украине и выйти из общества с ограниченной ответственностью, забрав свой вклад в уставный капитал данного общества в натуральной форме.

Суды первой и апелляционной инстанций пришли к заключению об отсутствии правовых оснований для возврата истцу внесенных иностранных инвестиций в натуральной форме без согласия общества. В кассационной жалобе отмечалось, что иностранный инвестор является специальным субъектом хозяйственного права, его правовой статус и правовые гарантии регулируются Хозяйственным кодексом Украины и Законом Украины "О режиме иностранного инвестирования" как специальным законом, а Закон Украины "О хозяйственных обществах" не является специальным нормативно-правовым актом об иностранных инвестициях. Заявитель подчеркивал, что право определять форму возврата внесенных иностранных инвестиций предоставляется исключительно инвестору, который в данном случае вполне законно избрал возврат своих инвестиций в натуральной форме.

Однако ВХСУ в своем решении такую позицию не поддержал. Он отметил, что, учитывая установление касательно данного иностранного инвестора национального режима инвестиционной деятельности, при его выходе из состава участников общества с ограниченной ответственностью он имеет право на возврат вклада в уставный капитал в натуральной форме лишь при условии предоставления согласия других участников общества в срок не позднее 12 месяцев со дня выхода, если иное не установлено в договорах между субъектами инвестиционной деятельности.

 

Поскольку же такого согласия общества на возврат вклада полностью или частично в натуральной форме не было, то суды предыдущих инстанций, по мнению ВХСУ, пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в натуральной форме.

Не помогли инвестору и ссылки на Соглашение между Украиной и Федеративной Республикой Германия о поощрении и взаимной защите инвестиций от 15.02.94 г., где предусматривается, в частности, обязанность государства обеспечить свободное управление и распоряжение инвестора своим (инвестированным) имуществом.

Суд указал, что данным Соглашением был введен национальный режим инвестиционной деятельности для граждан и субъектов хозяйствования Украины и ФРГ, а не режим наибольшего благоприятствования, поэтому данное Соглашение, по мнению ВХСУ, не регулирует вопросы порядка и условий возврата иностранных инвестиций, в частности, относительно выбора инвестором форм их возврата по своему усмотрению. Поэтому суд пришел к заключению о распространении на спорные правоотношения норм статьи 54 Закона Украины "О хозяйственных обществах", в которой обязательным условием возврата вклада в натуральной форме указывается согласие общества.

 

 

ВЫВОД:

 

Рассмотренный выше пример из судебной практики показывает, насколько законодательные гарантии в случае прекращения инвестиционной деятельности в Украине носят декларативный характер, и на практике иностранный инвестор, желающий вернуть свои инвестиции, может столкнуться с непредвиденными трудностями. Обеспечение гарантированного возврата таких инвестиций в желаемой для инвестора форме и снятие валютных ограничений на отток капитала, как это ни парадоксально, будут способствовать его притоку в страну, ведь иностранные инвесторы будут чувствовать себя более комфортно, понимая, что они в любой момент смогут забрать свои инвестиции или доходы от инвестиционной деятельности.