В последнее время юридическое сообщество находится в ожидании значительных изменений в украинском судопроизводстве – наконец в результате проведенной судебной реформы Украина подошла к фактическому перезапуску судебной системы, началу работы нового Верховного Суда и, что самое главное для практикующих юристов, – к началу рассмотрения дел украинскими судами по новым процессуальным правилам.
В частности, вместе с началом работы нового Верховного Суда вступают в силу новые процессуальные кодексы, которые будут регулировать рассмотрение дел судами в хозяйственном, гражданском и административном судопроизводстве. При этом особый интерес в бизнес-кругах вызывают положения нового Хозяйственного процессуального кодекса Украины (далее – ХПК), поскольку именно в хозяйственных судах происходят судебные баталии, следующие из коммерческих отношений.
Подача в суд доказательств в электронном виде
Ожидается, что новый ХПК принесет много положительного в хозяйственный процесс для обеспечения рассмотрения хозяйственных споров качественно, эффективно и в соответствии с требованиями времени. Одной из интересных новелл хозяйственного процесса будет возможность подачи сторонами в суд электронных доказательств. Сразу укажем, что новый ХПК различает и отдельно регулирует понятия электронных и письменных доказательств, которые могут подаваться в хозяйственный суд, в частности, в электронной форме в соответствии с Законом Украины "Об электронной цифровой подписи". Новый ХПК выделяет электронные доказательства в отдельную категорию доказательств.
В частности, по правилам нового ХПК электронными доказательствами могут быть текстовые документы, графические изображения, планы, фотографии, видео- и звукозаписи, веб-сайты (страницы), текстовые, мультимедийные и голосовые сообщения, метаданные, базы данных или другие данные в электронной форме. Такие данные могут храниться на портативных устройствах (картах памяти, мобильных телефонах и т. п.), серверах, системах резервного копирования, других местах хранения данных в электронной форме (в том числе в сети Интернет).
Практикующие юристы согласятся, что внесение в новый ХПК положений, разрешающих подачу сторонами спора электронных доказательств, чрезвычайно актуально, ведь вопрос относительно правовых оснований для подачи таких доказательств и их учета хозяйственными судами возникали и ранее, но однозначного решения не находили.
Всем известно, что реалии современного мира требуют от бизнеса быстрого реагирования, а технические возможности быть на связи и принимать коммерческие решения практически круглосуточно имеются уже давно. Соответственно, на практике достижение договоренностей относительно коммерческих вопросов очень часто происходит в электронной форме путем обмена сообщениями по электронной почте или часто даже в Viber/Messenger.
Обмен сообщениями - допустимое доказательство?
В то же время далеко не всегда в подобных случаях в подтверждение таких договоренностей (особенно если речь шла о практических непредусмотренных нюансах исполнения контрактов) стороны своевременно и надлежащим образом оформляли документы в письменной форме. Если же в связи с такими договоренностями между сторонами в дальнейшем возникал спор, перед юристами сторон появлялась проблема доказывания фактических договоренностей надлежащими и допустимыми в понимании старого ХПК доказательствами, которыми судья мог бы обосновать свое решение по конкретному делу.
Например, нелегко было убедить хозяйственный суд в том, что обмен сообщениями по электронной почте, несмотря на отсутствие электронной цифровой подписи, все равно по своей сути является обменом корреспонденцией сторон по определенному поводу, и такая корреспонденция может содержать отображение действительных намерений сторон, подтверждение согласия сторон относительно существенных условий договора или фактического выполнения договора и т. п. Особые проблемы с доказыванием в таком случае возникали, например, если обмен сообщениями по электронной почте оказывался единственным доказательством позиции стороны спора. Но если с сообщениями по электронной почте и проблемой их подачи в суд в качестве доказательства (то есть в форме, которая бы отвечала письменному доказательству) в хозяйственном процессе практикующие юристы сталкивались, то об обмене сообщениями в Viber/Messenger и так далее речь не шла.
Информация с сайтов и веб-страниц как доказательство
Кроме того, актуален вопрос использования в качестве доказательств сведений из веб-сайтов в сети Интернет, например, по делам о защите прав интеллектуальной собственности. В частности, по старым правилам существовали вопросы относительно оценки в качестве доказательств распечаток интернет-страниц. Из нашей практики: не вызывали особых вопросов у хозяйственного суда простые распечатки из сети Интернет, только, например, относительно сведений об официальном курсе валют, установленном НБУ на определенную дату. С другой стороны, такие сведения в принципе являются общеизвестными и обычно не оспариваются в процессе рассмотрения конкретного спора другой стороной.
Теперь по правилам ст. 82 нового ХПК суд по заявлению участника дела или по собственной инициативе сможет осмотреть веб-сайт (страницу), другие места хранения данных в сети Интернет с целью установления и фиксирования их содержания.
В общем, новый ХПК с его положениями об электронных доказательствах призван решить вопрос доказывания фактических обстоятельств электронными средствами. Вместе с тем практическое внедрение данной новеллы потребует дополнительных разъяснений, а окончательные ответы на все вопросы даст, как всегда, практика.
Как подавать электронное доказательство?
Процессуально новый ХПК разрешает подачу электронного доказательства в оригинале или в электронной копии, удостоверенной в соответствии с требованиями законодательства об электронной цифровой подписи, или в виде бумажной копии, удостоверенной традиционно.
Если с подачей в хозяйственный суд копии или бумажной копии электронного доказательства все в принципе понятно, то подача оригинала такого электронного доказательства на материальном носителе, если об этом есть требование стороны или суда, может оказаться более сложной. Интересно, в частности, какой будет практика фактического осмотра и оценки судом оригинала электронного доказательства, которое будет содержаться в личном мобильном телефоне физического лица (например, коммерческого директора или другого специалиста предприятия – участника спора). Также возникает вопрос, как именно по правилам ч. 2 ст. 97 нового ХПК такой мобильный телефон как материальный носитель оригинала электронного доказательства должен был бы храниться в материалах дела до вступления в силу соответствующего решения суда.
ВЫВОД:
При таких обстоятельствах выглядит, что и сторон хозяйственных споров, и судей хозяйственных судов ожидает турбулентный период наработки практики по использованию электронных доказательств и их превращению в ключевые доказательства в хозяйственных спорах в ответ на вызовы времени. Вероятно, что на начальных этапах, до выработки однозначной судебной практики стороны будут стараться предъявлять электронные доказательства и в электронных, и в бумажных копиях.