В связи с частыми изменениями в законодательстве, информация на данной странице может устареть быстрее, чем мы успеваем ее обновлять!
Eсли Вы хотите найти правильное решение именно своей проблемы, задайте вопрос нашим юристам прямо сейчас.

Существуют определенные события и действия, которые остаются вне контроля общества и требуют соответствующего правового регулирования. Прежде всего, это стихийные бедствия, неконтролируемые природные катаклизмы,  военные действия и т. п. Однако на сегодняшний день возникают новые вызовы для общества, одним из которых являются кибератаки.

Признание такого явления форс-мажорным обстоятельством или обстоятельством непреодолимой силы требовало надлежащего правового обоснования и дальнейшей правовой квалификации и неоднократно обсуждалось в экспертной среде.

 

Неопределенное определение форс-мажорных обстоятельств: что является форс-мажором?

Закон Украины "О торгово-промышленных палатах Украины" от 2 декабря 1997 года определяет форс-мажорные обстоятельства (обстоятельства непреодолимой силы) как чрезвычайные и неотвратимые обстоятельства, объективно делающие невозможным выполнение обязательств, предусмотренных условиями договора (контракта, соглашения и т. п.), обязанностей согласно законодательным и другим нормативным актам, а именно: угроза войны, вооруженный конфликт или серьезная угроза такого конфликта, включая, но не ограничиваясь, вражескими атаками, блокадами, военным эмбарго, действия иностранного врага, общая военная мобилизация, военные действия, объявленная и необъявленная война, действия общественного врага, волнения, акты терроризма, диверсии, пиратства, беспорядки, вторжения, блокада, революция, мятеж, восстание, массовые волнения, введение комендантского часа, экспроприация, принудительное изъятие, захват предприятий, реквизиция, общественная демонстрация, блокада, забастовка, авария, противоправные действия третьих лиц, пожар, взрыв, длительные перерывы в работе транспорта, регламентированные условиями соответствующих решений и актами государственных органов власти, закрытие морских проливов, эмбарго, запрет (ограничение) экспорта/импорта и т. п., а также вызванные исключительными погодными условиями и стихийным бедствием, а именно: эпидемия, сильный шторм, циклон, ураган, торнадо, ураган, наводнение, нагромождение снега, гололедица, град, заморозки, замерзание моря, проливов, портов, перевалов, землетрясение, молния, пожар, засуха, проседание и сдвиг грунта, другие стихийные бедствия и т. п.

Гражданский кодекс Украины (далее – ГКУ) не содержит понятия "обстоятельства непреодолимой силы", а только использует его в определенных случаях, в частности в случае: приостановления течения исковой давности (п. 1 ст. 263 ГКУ); освобождения от ответственности за нарушение обязательства (ст. 617 ГКУ); ответственности продавца за недостатки (п. 2 ст. 679 ГКУ); обеспечения строительства и оплаты работ (п. 5 ст. 879 ГКУ); возмещения исполнителю фактических расходов по договору о безоплатном оказании услуг (п. 2 ст. 904 ГКУ) и т. п. – то есть указывает на возможность возникновения подобного явления, что делает невозможным выполнение того или иного действия.

Так же как и ГКУ, Хозяйственный кодекс (далее – ХКУ) не дает четкого определения понятия "обстоятельства непреодолимой силы". В соответствии со ст. 218 ХКУ возникновение обстоятельства непреодолимой силы является основанием хозяйственно-правовой ответственности. Кроме того, этот факт указывает на то, что такое обстоятельство должно быть чрезвычайным и неотвратимым.

Общим пробелом указанных нормативно-правовых актов является отсутствие определения понятия "обстоятельства непреодолимой силы", какие случаи подпадают под обстоятельства непреодолимой силы, что требует надлежащего толкования.

 

Форс-мажорные обстоятельства в Интернете - вызов времени

Формирование развитого информационного общества – еще один фактор, обусловливающий возникновение новых обстоятельств непреодолимой силы, в частности кибершпионства. Указанное действие включает несанкционированное вмешательство в информационную систему какого-либо предприятия и делает невозможной надлежащую внутреннюю работу государственного или частного учреждения, а также деятельность киберпользователей. Соответственно возникает потребность в  надлежащем правовом обеспечении, предусматривающем как защиту пользователей киберпространства, так и противодействие в случае осуществления кибератак.

В свою очередь, украинскому законодательству требуется усовершенствование, в частности определение общего понятия "обстоятельства непреодолимой силы". Кроме этого, целесообразно исследование понятия "форс-мажорные обстоятельства", что является предметом дискуссий как между научными работниками, так и в правовом кругу в целом. Само же понятие "кибератака" должно быть учтено с позиции правовой квалификации путем отнесения или к категории обстоятельств непреодолимой силы, или форс-мажорных обстоятельств.

 

Позиция суда в вопросах определения форс-мажорных обстоятельств

В письме "Замечания к Хозяйственному кодексу" Высшего хозяйственного суда Украины от 9 сентября 2001 г. было установлено, что определение категории форс-мажорных обстоятельств может охватывать не только события общественной жизни, но и стихийные природные явления, которые относятся к другой категории обязательств, освобождающих от ответственности, а именно непреодолимой силы. Отождествление этих принципиально разных по своей природе причин для освобождения от ответственности юридически неправильно.

В письме также акцентируется на том, что категория форс-мажорных обстоятельств охватывает исключительно события общественной жизни, которые стороны сами на диспозитивных основаниях определяют в договоре как право на освобождение от дальнейшего выполнения обязательства в соответствии с договором, если такие события будут происходить в период действия договора. Стороны могут предусмотреть в договоре безвинную ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств, но ограничить ее случаями форс-мажорных обстоятельств, предусмотренных в договоре.

Общим для обстоятельств непреодолимой силы и форс-мажора является лишь их внешний характер влияния на причинно-следственную цепь деятельности участников конкретных правоотношений, то есть эти обстоятельства находятся вне контроля участников правоотношений.

 

ВЫВОД:

Анализируя указанные правовые акты, необходимо отметить, что развитие киберпространства значительно расширяет классификацию обстоятельств непреодолимой силы и формирует новое правовое поле для регулирования. Практика показывает, что кибератаки являются обстоятельствами, не подлежащими определенному контролю и имеющими всеобъемлющее действие, а значит  подпадают под признаки форс-мажорных обстоятельств. Сейчас не существует единой системы киберзащиты, которая могла бы защитить компьютерные системы и исключить такое явление из категории форс-мажорных.