Продажа арестованного имущества на публичных торгах на сегодняшний день достаточно распространенная процедура, поскольку львиная доля судебных решений о взыскании задолженности выносятся не в пользу должников. При этом сложившаяся практика явно свидетельствует о том, что во множестве случаев проведение публичных торгов происходит с нарушением норм законодательства, к примеру, с неуведомлением сторон исполнительного производства о назначении торгов, неуведомлением о дате, месте их проведения и первоначальной стоимости имущества.
Такие нарушения заставляют чаще должников обращаться в суд с целью признания таких торгов недействительными. И тут решение вопроса зависит от позиции судебного органа, поскольку правовые выводы, связанные с признанием торгов недействительными, кардинально разные. С одной стороны, суды приходят к выводу, что такого способа защиты нарушенных прав, как признание публичных торгов недействительными, не предусмотрено законодательством, а с другой стороны, суды считают признание протокола о проведении торгов недействительным надлежащим способом защиты.
Разный подход судов к решению вопроса о признании недействительными публичных торгов негативно влияет на процесс защиты прав и интересов участников торгов. Все же с неоднозначностью судебных решений столкнулся и ВСУ, который, пересмотрев некоторые постановления судов, указал именно ту правовую позицию, которую и следует учитывать.
Так, в частности, в постановлении № 6-174цс12, принятом по результатам рассмотрения заявления о пересмотре судебных решений, изложена обязательная правовая позиция относительно порядка признания публичных торгов недействительными.
Ситуация, изложенная в постановлении, встречается довольно часто. Так, обществом, предоставляющим услуги по организации и проведению публичных торгов, были проведены торги по реализации арестованного недвижимого имущества должника. Общество уведомило подразделение ГИС и должника о времени и месте проведения торгов и опубликовало сообщение о проведении торгов на соответствующем сайте. Результат торгов был оформлен протоколом проведения публичных торгов по реализации имущества. Должник потребовал признать торги недействительными, поскольку его не уведомили об оценке имущества, а реальная рыночная стоимость имущества, реализованного на торгах, была занижена вдвое, кроме того, договор купли-продажи нежилого помещения оформлен в виде протокола проведения публичных торгов и не соответствует требованиям статей 655, 656 ГК. Также должник просил признать недействительным договор купли-продажи недвижимости и применить последствия недействительности сделки.
Суды, начиная первой и заканчивая кассационной инстанцией, отказали в удовлетворении требований должника, исходя из того, что положения ГПК и Закона «Об исполнительном производстве» не предусматривают такого способа защиты, как признание недействительными публичных торгов, поскольку защита нарушенных прав должника может осуществляться путем признания торгов несостоявшимися.
Решая вопрос об устранении расхождений в применении норм права, ВСУ обратил внимание, что в соответствии со статьей 16 ГК лицо имеет право обратиться в суд за защитой своего личного неимущественного или имущественного права и интереса, в частности путем признания недействительной сделки. И тут возникает вопрос, можно ли считать сделкой результаты публичных торгов, оформленные протоколом?
ВСУ подчеркнул, что права и обязанности участников исполнительного производства, в том числе права взыскателей и должников на обжалование неправомерных действий органа ГИС, определены в Законе «Об исполнительном производстве». В свою очередь, порядок подготовки и проведения госисполнителем публичных торгов по реализации недвижимого имущества определен в Инструкции о проведении исполнительных действий. При этом ни Закон, ни Инструкция не устанавливают порядка и правил проведения публичных торгов, а лишь закрепляют, такой способ реализации имущества, как его продажа на публичных торгах, и отсылают к другим нормативно-правовым актам.
Так, правила проведения публичных торгов установлены Временным положением о порядке проведения публичных торгов по реализации арестованного недвижимого имущества. Положение определяет публичные торги как специальную процедуру продажи имущества, по результатам которой собственником имущества становится покупатель, который в ходе торгов предложил за него наивысшую цену.
Как мы видим, процедура реализации имущества на публичных торгах заключается в продаже имущества, то есть в обеспечении перехода права собственности на имущество должника, на которое обращено взыскание, к покупателю – участнику публичных торгов. С учетом требований раздела 6 Положения, касающихся оформления конечных результатов торгов, составление по результатам их проведения акта о проведении публичных торгов является оформлением договорных отношений купли-продажи имущества на публичных торгах, а следовательно, является сделкой.
Процедуру публичных торгов, результатом которых является выдача нотариусом свидетельства о приобретении имущества с публичных торгов на основании составленного и утвержденного в установленном порядке акта государственного исполнителя о проведенных торгах, относят к договорам купли-продажи также нормы статей 650, 655 и части 4 статьи 656 ГК.
Исходя из того, что отчуждение имущества с публичных торгов относится к сделкам купли-продажи, такая сделка может признаваться недействительной в судебном порядке по основаниям несоблюдения в момент ее совершения требований, установленных статьей 203 ГК и Временным положением.
ВЫВОД:
Процедура реализации имущества на публичных торгах заключается в продаже имущества, то есть в обеспечении перехода права собственности на имущество должника, на которое обращено взыскание, к покупателю – участнику публичных торгов. При этом составление по результатам их проведения акта о проведении публичных торгов является оформлением договорных отношений купли-продажи имущества на публичных торгах, а следовательно, процедура реализации имущества на торгах является сделкой. Исходя из того, что отчуждение имущества с публичных торгов относится к сделкам купли-продажи, такая сделка может признаваться недействительной в судебном порядке.