В связи с частыми изменениями в законодательстве, информация на данной странице может устареть быстрее, чем мы успеваем ее обновлять!
Eсли Вы хотите найти правильное решение именно своей проблемы, задайте вопрос нашим юристам прямо сейчас.

Один из пользователей портала Право Украины озадачен вопросом, связанным с реализацией своих прав членами кооперативов. Он рассматривает ситуацию, когда член кооператива, не имеющий возможности принять участие в его общем собрании, подает письменное заявление с указанием того, что он, хоть и не будет участвовать в собрании, поддерживает один из вариантов решения рассматриваемого на нем вопроса. Как утверждает пользователь, такой способ применяется на практике, подтверждением чему может являться протокол общего собрания кооператива с формулировкой «Приняли участие: 80 человек лично. 120 человек – по заявлениям». Пользователь интересуется тем, является ли участие в общем собрании по заявлению правомерным и будет ли такое общее собрание правомочным. Ведь лично присутствовали меньше половины членов кооператива.

Позиция 1

В данном случае следует исходить из положений устава: в нем это должно быть оговорено.

Позиция 2

Учитывая то, что законодательство не предусматривает заочного способа голосования на общих собраниях кооператива, равно как и возможности передачи права голоса, описанный способ «участия» в заседании общего собрания неприменим. То есть если член кооператива не явился на общее собрание, он не числится ни как присутствующий, ни как участник голосования. Единственный вариант, который мог бы быть применим в данном случае, предусмотрен ст. 15 Закона "О кооперации" (далее – Закон): собрание уполномоченных кооператива.

Мнение юристов проекта: В ходе обсуждения поднимался вопрос о том, предусмотрен ли описанный механизм уставом кооператива. На этот счет пользователь указал, что заочное участие в общем собрании не оговорено в уставе. Но даже если бы это и было так, заочные общие собрания не были бы правомочными и принятые на них решения не могли бы повлечь за собой правовых последствий.

Это объясняется тем, что в данной ситуации следует исходить из возможности наличия в уставе кооператива неограниченного перечня положений, регулирующих его деятельность. Однако единственным условием, прямо оговоренным в ст. 8 Закона, является то, что такие положения не должны противоречить законодательству. Статья 15 Закона, определяющая особенности деятельности высшего органа управления кооператива, прямо указывает, что общее собрание членов кооператива правомочно решать вопросы, если на нем присутствуют больше половины его членов. При этом какие-либо условия или отсылочные нормы не предусматриваются. Поэтому уважительность причин отсутствия членов кооператива на общем собрании отходит на второй план, ведь в любом случае кворума не будет.

То есть предписание о кворуме является императивным и изменять его положениями устава нельзя, не говоря уже о том, что подтверждение своим заявлением поддержки или возражения рассматриваемого вопроса в роли участника голосования также является нонсенсом. Потому здесь стоит согласиться с одним из участников обсуждения в том, что даже если при таком заочном кворуме будут приняты какие-либо решения, они окажутся под угрозой успешного обжалования. То есть даже если к таким заявлениям нельзя будет предъявить претензии в плане свободы волеизъявления всех членов кооператива, решения общего собрания могут быть отменены на формальных основаниях – к примеру, если кому-то из многочисленных членов кооператива не понравится принятое общим собранием решение, и он подаст жалобу в прокуратуру или иск в суд.

Поэтому в данной ситуации членам кооператива следует учесть, что такая практика может иметь крайне нежелательные последствия в будущем как для всего кооператива, так и для отдельных его членов. В связи с этим членам кооператива, вероятно, стоит обратить внимание на упомянутую в ходе обсуждения возможность собрания уполномоченных, ведь для этого есть прямо предусмотренное в Законе основание – значительное количество членов кооператива. К слову, Закон не определяет критерии, по которым можно охарактеризовать конкретное количество членов кооператива как «значительное», потому в данном случае оно является оценочным (что играет в пользу кооператива). В связи с этим целесообразно предусмотреть в уставе механизм назначения уполномоченных, их права и обязанности, а также способ подтверждения их полномочий. Это будет значительно проще, чем проводить общее собрание всего коллектива или придумывать сомнительные способы участия в нем по типу того, о котором рассказал пользователь. Ведь даже для уполномоченных предусмотрен минимум присутствующих – две третьих состава.

  

ВЫВОД: 

Заочное участие в общем собрании – не только противоречащая законодательству инициатива, но и крайне рискованная затея. Ведь в любой момент как факт правомерности самого общего собрания, так и принятые на нем решения могут быть успешно обжалованы заинтересованным лицом. Поэтому членам кооператива во избежание вероятного возникновения проблем в будущем стоит либо принимать решения на общем собрании при наличии кворума, либо использовать предусмотренный Законом вариант с уполномоченными.