В связи с частыми изменениями в законодательстве, информация на данной странице может устареть быстрее, чем мы успеваем ее обновлять!
Eсли Вы хотите найти правильное решение именно своей проблемы, задайте вопрос нашим юристам прямо сейчас.

Нежилые помещения в многоквартирных домах нередко используются предпринимателями, которые являются собственниками таких помещений – магазинов и т. п.

Верховный Суд в решении по делу № 21-775а15 дал разъяснение относительно того, является ли собственник нежилых помещений в многоквартирном доме плательщиком земельного налога.

Постановление, которое мы рассмотрим, заслуживает внимания, поскольку Верховный Суд в нем отменил решения судов первой, апелляционной и кассационной инстанции.

Следует отметить, что ранее Верховный Суд не высказывал правового заключения по устранению разногласий в применении судом кассационной инстанции пункта 287.8 статьи 287 Налогового кодекса в спорах этой категории, которая неодинаково применена судом кассационной инстанции в подобных правоотношениях.

 

Обстоятельства дела

Физическое лицо обратилось в суд с иском об отмене налогового уведомления-решения о начислении денежного обязательства по земельному налогу с физических лиц.

Истец указал, что обжалуемое налоговое уведомление-решение налоговый орган принял противоправно, поскольку истец не является ни владельцем, ни пользователем земельного участка под многоквартирным жилым домом, за который ему начислено налоговое обязательство, а потому обязанности уплачивать земельный налог у истца нет. Истец является собственником нежилых помещений в многоквартирном жилом доме.

Суд первой инстанции постановлением, оставленным без изменений определением апелляционного суда, исковые требования удовлетворил. ВАСУ решение судов предыдущих инстанций оставил без изменений.

ВАСУ согласился с выводами судов предыдущих инстанций об удовлетворении исковых требований, исходя из того, что, поскольку земельный участок, за пользование которым истцу начислен земельный налог, числится за акционерным обществом, то обязанности уплачивать земельный налог за пользование земельным участком у истца нет.

Налоговая инспекция в заявлении о пересмотре определения суда кассационной инстанции ссылается на неодинаковое применение судом кассационной инстанции пункта 287.8 статьи 287 НК, повлекшее принятие разных по содержанию судебных решений.

 

Позиция ВСУ

Отменяя решения судов предыдущих инстанций, ВСУ исходил из таких соображений.

Как указал ВСУ, обязанность налогоплательщика осуществлять плату за землю возникает у владельцев и землепользователей со дня возникновения права собственности или пользования земельным участком.

Вопрос перехода права собственности на земельный участок в случае приобретения права на жилой дом, здание, сооружение, размещенные на нем, регулируются статьей 120 Земельного кодекса  и статьей 377 Гражданского кодекса.

Указанные нормы четко устанавливают, что к лицу, которое приобрело право собственности на жилой дом, здание или сооружение, переходит право собственности или право пользования на земельный участок, на котором они размещены.

Налоговый кодекс (пункт 287.8 статьи 287 НК) предусматривает, что собственник нежилого помещения (его части) в многоквартирном жилом доме уплачивает в бюджет налог за площади под такими помещениями (их частями) с учетом пропорциональной доли придомовой территории с даты государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество.

Как видим, физическое лицо – собственник нежилого помещения (его части) в многоквартирном жилом доме является плательщиком земельного налога с даты государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество.

ВСУ отметил, что, несмотря на то, что истец не зарегистрировал право собственности или пользования земельным участком под принадлежащими ему на праве собственности нежилыми помещениями, исходя из принципа приоритетности норм Налогового кодекса над нормами других актов в случае их противоречия, который закреплен в пункте 5.2 статьи 5 НК, обязанность по уплате земельного налога возникла у истца с даты государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество.

Таким образом, суды предыдущих инстанций неправильно применили нормы материального права, что привело к неправильному решению спора.

ВСУ, рассматривая дело № 21-775а15, пришел к выводу, что, поскольку  действующее налоговое законодательство связывает возникновение у лица обязанности по уплате налога на землю одновременно с моментом проведения государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, на которой оно расположено, поэтому оспариваемое налоговое уведомление-решение принято в пределах и способом, которые определены действующим законодательством.

 

ВЫВОД

ВСУ в решении по делу № 21-775а15 разъяснил, что, несмотря на то, что физическое лицо не зарегистрировало право собственности на земельный участок под принадлежащими ему на праве собственности нежилыми помещениями, обязанность по уплате земельного налога возникла у лица с даты государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество.