Автор одной из тем портала Право Украины столкнулся на практике с вопросом пожертвования денежных средств одним юридическим лицом другому. Особенностью этой ситуации является то, что сумма, подлежащая передаче по такому договору, превышает пятидесятикратный размер необлагаемого минимума. В связи с этим инициатор обсуждения стоит перед дилеммой: должен ли такой договор быть заверен нотариально или достаточно, чтобы такая инициатива была подтверждена лишь письменным договором с подписями и печатями от обеих сторон.
В пользу обеих позиций свидетельствуют положения ч. 5 ст. 719 Гражданского кодекса и абз. 2 ч. 1 ст. 6 Закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее – Закон). Так, указанная норма ГК определяет, что договор дарения валютных ценностей на сумму, превышающую пятидесятикратный размер необлагаемого минимума, должен быть заключен в письменной форме с обязательным нотариальным удостоверением. В то же время Закон четко указывает на то, что стороны договоров о благотворительном пожертвовании не обязаны удостоверять такую сделку нотариально. Так надо ли в таком случае пользоваться услугами нотариуса или нет? Об этом были высказаны следующие соображения участниками обсуждения.
Позиция 1. В нотариальном удостоверении нет необходимости, так как норма Закона является специальной по отношению к общей норме (поскольку Законом регулируется разновидность договора дарения – благотворительное пожертвование).
Позиция 2. Если в данном случае идет речь о благотворительном пожертвовании – нотариальное удостоверение не нужно. Однако, если это договор дарения, то тогда без нотариуса никак. Ведь суть передачи денежных средств зависит не только от названия договора, но и от того, соответствует ли она Закону. В частности – кто является получателем пожертвования (бенефициаром).
Мнение юристов проекта: в описанной ситуации правовой коллизии нет, ведь автор обсуждения привел примеры правовых норм, регулирующих разные, но подобные по своей сути договоры. Потому абсолютно понятно кардинально разное регулирование на первый взгляд одного и того же вопроса. В связи с этим следует согласиться с высказанным мнением о том, что в данном случае необходимо четкое понимание правового статуса переданных валютных ценностей: это является подарком, на который распространяется регулирование ст. 729 ГК, либо благотворительным пожертвованием, на которое распространяются положения Закона.
Автор темы сделал акцент на том, что в данном случае идет речь именно о пожертвовании. Соответственно, если такие правоотношения связаны с благотворительной деятельностью, они должны регулироваться Законом, исходя из положений которого договор по описанному валютному трансферу не должен быть удостоверен нотариально. Однако это не означает, что в целях экономии стороны могут дарить друг другу валютные ценности под видом благотворительных пожертвований. Ведь ч. 1 ст. 6 Закона предполагает, что благотворительное пожертвование должно передаваться для реализации конкретной, ранее обусловленной цели благотворительной деятельности. Таким образом, правовое основание передачи таких средств и их дальнейшее использование ограничено благотворительной сферой.
В свою очередь, договор пожертвования в рамках института дарения также предполагает наличие конкретной цели у безвозмездной передачи имущества в собственность другому лицу. Однако в данном случае сфера дарения не ограничивается благотворительностью. В таком случае, если эквивалентный лимит валютных ценностей превышен, договор должен быть удостоверен нотариально. Причем здесь обращает на себя внимание то обстоятельство, что ГК предполагает выполнение этого требования как физическими лицами – сторонами договора дарения, так и юридическими лицами.
ВЫВОД:
В данном случае не стоит вести речь о конкуренции правовых норм и в результате применении положения Закона как специальной нормы. Ведь здесь все зависит от того, какой вид правоотношений избран сторонами – сугубо гражданско-правовые отношения дарения (в виде пожертвования) либо правоотношения в сфере благотворительности. В зависимости от этого должен решаться вопрос о необходимости нотариального удостоверения договора пожертвования.