В связи с частыми изменениями в законодательстве, информация на данной странице может устареть быстрее, чем мы успеваем ее обновлять!
Eсли Вы хотите найти правильное решение именно своей проблемы, задайте вопрос нашим юристам прямо сейчас.

Установление фактов, имеющих юридическое значение (то есть таких, с которыми закон связывает возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав граждан), осуществляется судом в порядке отдельного производства. При этом одним из условий является отсутствие связи между установлением такового и факта и последующим решением спора о праве (п. 1 постановления Пленума ВСУ "О судебной практике в делах об установлении фактов, имеющих юридическое значение").

Как же быть в случае, если нужно установить факт, на основании которого в дальнейшем решить спор о праве, а другой порядок, кроме судебного, законодательством не предусмотрен? Можно ли установить факт и решить спор о праве в одном производстве?

На форуме JuristOFF обсуждалась ситуация, которую автор темы изложил следующим образом. "Истец заявил два требования: установить факт и поделить имущество. Производство в нарушение ч. 1 ст. 257 ГПК было открыто по месту нахождения имущества". Автор задал вопрос: возможно ли отдельное производство совместно со спором о праве? Что предпринять в такой ситуации? Участники форума высказали следующие мнения.

 

Позиция 1

Наличие спора о праве исключает отдельное производство. Если такой спор имеет место, а решение будет принято в порядке отдельного производства, то оно будет подлежать отмене (с оставлением заявления без рассмотрения).

 

Позиция 2

Если при установлении факта возникает спор о праве, то все эти требования могут быть объединены в одном исковом заявлении по месту нахождения недвижимого имущества. Суд установит факт и на основании того, что установил, разрешит спор. 

 

Мнение адвоката

Начнем с того, что, безусловно, споры о праве не подлежат рассмотрению в порядке отдельного производства. Если возникает спор о праве, который решается в порядке искового производства, суд оставляет заявление без рассмотрения и разъясняет заинтересованным лицам, что они имеют право представить иск на общих основаниях (ч. 6 ст. 235 ГПК).

Таким образом, решение вопроса о разделе имущества в порядке отдельного производства недопустимо. Тем не менее, решение вопроса об установлении факта, имеющего юридическое значение, вполне возможно в порядке искового производства – если подобное исковое требование заявлено совместно с требованием решения спора о праве (как, например, раздел имущества).

Стоит отметить, что из ситуации, описанной автором темы, не совсем ясно, открыто ли производство по делу об установлении факта и разделе имущества отдельное или исковое. Потому рассмотрим оба варианта.

В случае если истец представил исковое заявление с требованиями установить факт и разделить недвижимое имущество и по месту нахождения такого имущества было открыто исковое производство, то нормы процессуального законодательства нарушены не были.

Если же заявителем было представлено заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, и параллельно в этом же заявлении содержалось требование о разделе имущества (то есть имел место спор о праве) и на основании такого заявления было открыто отдельное производство, то суд, безусловно, нарушил нормы ГПК.

Так, согласно ч. 4 ст. 256 ГПК судья отказывает в открытии производства по делу, если из заявления об установлении факта, имеющего юридическое значение, усматривается спор о праве, а если спор о праве будет выявлен во время рассмотрения дела – оставляет заявление без рассмотрения.

Поэтому в подобной ситуации заинтересованному лицу следует заявить суду ходатайство об оставлении такого заявления без рассмотрения на основании ч. 6 ст. 235, ч. 4 ст. 256 ГПК (в связи с наличием спора о праве).

  

ВЫВОД

Таким образом, из всего вышеизложенного можно сделать следующий вывод. Установить факт, имеющий юридическое значение, и одновременно решить спор о праве возможно в порядке искового производства. В порядке же отдельного производства подлежат установлению только факты, не связанные с решением споров о праве.