Положение о форс-мажоре является более-менее устоявшейся составляющей стандартных (невариативных) условий договоров, таких как язык, право, процедура разрешения споров, адреса, уведомление и т. п.
Поскольку в ходе переговоров договорные стороны сосредоточивают основное внимание собственно на предмете договора, зачастую меньше внимания уделяется их стандартным условиям. Они считают, что поскольку такие условия являются более-менее стандартными, то незачем на них тратить время. Ну разве что надо немного серьезнее отнестись к процедуре разрешения споров и решить для себя хотя бы один вопрос: идем в суд или в арбитраж. А остальные стандартные условия – то уже на автомате – как необходимое сопровождение к основной договоренности.
Почему положение о форс-мажоре не включают в договоры
Практика свидетельствует, что положение о форс-мажоре среди наиболее пренебреженных стандартных условий договоров. Преимущественно люди ограничиваются или текстом, который где-то взяли наугад, или цитатой из закона. Зря!
Форс-мажор является достаточно малоизученной, но чрезвычайно важной составляющей договорного права. Трудностей прибавляет тот факт, что в мировых правовых системах и национальных законодательствах существуют немалые расхождения относительно правил понимания, определения, содержательного наполнения и ожидаемых последствий применения положений форс-мажора.
Попробуем в этом разобраться, учитывая применение форс-мажора в договорном праве. Отметим, что в этом исследовании мы не затрагиваем понятие форс-мажора в других системах права (международное право), в публично-правовых и/или деликтных отношениях.
Понимание форс-мажора
Если коротко, форс-мажор – это обстоятельства непреодолимой силы, помешавшие (полностью или частично) договорной стороне выполнить собственные обязательства по договору. Наличие форс-мажора освобождает пострадавшую сторону – полностью или частично – от ответственности за нарушение договорных обязательств.
В определении присутствуют три составляющих:
(і) объективная – наличие определенных обстоятельств непреодолимой силы,
(іі) субъективная – несостоятельность стороны выполнить взятые договорные обязательства, и
(ііі) причинно-следственная связь между (і) и (іі).
Рассмотрим их поочередно.
Что является обстоятельствами непреодолимой силы (форс-мажором)?
Объективная сторона форс-мажора состоит в наличии определенных обстоятельств, которые являются независимыми от действий/бездеятельности/волеизъявления сторон договора. Тем не менее, простого наличия таких обстоятельств мало. Нужно, чтобы право, применяемое к регулированию форс-мажора, придавало юридического веса таким обстоятельствам. То есть признавало их не просто обстоятельствами непреодолимой силы, а именно форс-мажорными обстоятельствами.
Несмотря на расхождения в правовом регулировании форс-мажора, ни одно национальное законодательство мира не связывает наступление форс-мажорных обстоятельств с действиями/бездеятельностью/волеизъявлением сторон договора. Такие обстоятельства могут повлечь собственные правовые последствия для договорных сторон (по закону или по договору), однако они не связаны с форс-мажором.
Но какое именно содержание в объективной стороне форс-мажора сверх того – это уже вопрос! Теория права, мировые правовые семьи и национальные законодательства содержат противоречивую палитру мнений/норм по этой проблематике.
Все они согласны с тем, что по большому счету объективные непреодолимые обстоятельства могут быть или (і) естественного происхождения, или (іі) искусственного происхождения.
Похоже на то, что ни одно законодательство мира не отказывает непреодолимым обстоятельствам естественного происхождения (acts of God; vis major; acts of nature; acts of providence; superior force; irresistible force; vis divina и т. п.) в праве считаться (условно или безусловно) форс-мажорными обстоятельствами. В перечне таких непреодолимых обстоятельств естественного происхождения мы зачастую находим какие-либо стихийные бедствия и происшествия.
Законодательства некоторых стран придают безусловного статуса таким обстоятельствам. Это означает, что сам факт того, что наступило стихийное бедствие, может считаться основанием для получения защиты по форс-мажору.
Однако и тут не все так просто! Стихийное бедствие должно застать договорную сторону врасплох и не быть предвиденным. Если, например, известно, что в определенных частях мирового океана в определенные времена года случаются тайфуны, а перевозчик проигнорировал тот факт и проложил курс судна через зону тайфунов и в итоге потерял как судно, так и груз, то он едва ли сможет успешно требовать применение защиты по форс-мажору в такой ситуации.
Законодательства других стран отказывают в предоставлении абсолютного статуса обстоятельствам естественного происхождения. Вместо того они вводят определенные квалификационные требования для того, чтобы такое обстоятельство могло стать основанием для применения защиты форс-мажора. Например, условно, землетрясение в шесть и выше баллов по шкале Рихтера – может быть основанием для получения защиты по форс-мажору, а ниже того – нет. Или ежегодное наводнение на условной Амазонке может считаться основанием для защиты по форс-мажору, только если уровень воды пересечет условные двадцать метров или разлив воды достигнет условных двадцати километров. Указанные стандарты определяются правом конкретной страны.
Тем не менее, с учетом вышеупомянутой специфики, обстоятельства непреодолимой силы естественного характера более-менее стабильно учитываются как основания для применения защиты форс-мажора.
С непреодолимыми обстоятельствами искусственного происхождения (acts of men; acts of people) ситуация противоположная.
Во-первых, непреодолимые обстоятельства искусственного происхождения более- менее делятся на три подгруппы: (i) объективные обстоятельства искусственного происхождения, (іі) действия власти, и (ііі) локальные действия/события.
К первой подгруппе относятся непреодолимые обстоятельства искусственного происхождения, которые по своему воздействию схожи с непреодолимыми обстоятельствами естественного происхождения, такие как война, революция, агрессия, восстание, мятеж и т. п.
Ко второй подгруппе относятся любые нормативные/регуляторные/правоприменительные действия власти и/или органов местного самоуправления, такие как принятие новых законов, декретов, наложение каких-либо ограничений, внедрение иных регулирований и т. п.
К третьей подгруппе относятся какие-либо действия третьих лиц вне пределов первой и второй подгрупп, например, забастовки, локауты, любые другие препятствия регулярному функционированию бизнеса, транспортной и других видов инфраструктуры, вспышки стихийной преступности в отдельных местностях и т. д. Сюда же относятся любые проблемы технического характера – отказ оборудования, систем управления, связи и тому подобное.
В большинстве случаев законодательства стран мира с уважением относятся к обстоятельствам первой подгруппы, предоставляя возможность заинтересованным сторонам требовать применения защиты форс-мажора в таких случаях.
По второй подгруппе правовое регулирование содержит существенные расхождения – от полноценного отказа в квалификации таких обстоятельств как тех, которые могут быть основанием для предоставления защиты форс-мажора, до условного признания таких обстоятельств для такой цели.
По третьей подгруппе законодательства стран мира более или менее единодушны в том, что любая сторона, подвергшаяся воздействию таких обстоятельств, не имеет права на признание защиты форс-мажора.
Отдельной проблемой в этой классификации выглядят обстоятельства техногенного характера. С ними проблема в том, что их причина – искусственная, поскольку они являются результатом действий рук людских, а вот последствия могут быть как у обстоятельств вполне естественных – землетрясения, наводнения, пожары и тому подобное. Законодательства мира колеблются в своем отношении к таким обстоятельствам. Преимущественным подходом к урегулированию таких проблем, однако, является их приравнивание к непреодолимым обстоятельствам естественного происхождения при условии, что они вызваны действиями третьих лиц.
Доказательства существования обстоятельств непреодолимой силы
Применяемое право или договор могут требовать от пострадавшей стороны предоставить независимые доказательства существования обстоятельств непреодолимой силы. Право разных стран мира по-разному регулирует этот вопрос. В Украине уполномоченным органом для предоставления сертификатов о наличии обстоятельств непреодолимой силы являются торгово-промышленные палаты (статья 14 1 Закона Украины "О торгово-промышленных палатах в Украине" от 2 декабря 1997 года).
Это то, что касается объективной составляющей форс-мажора, а именно – обстоятельств непреодолимой силы.
Но для того чтобы защита форс-мажора могла быть применена стороной договора, недостаточно простого наличия обстоятельств непреодолимой силы. Недостаточно, даже если все законодательства мира безусловно признают наличие какого-то конкретного обстоятельства как основания для признания защиты форс-мажора.
Кроме наличия таких обстоятельств, необходимо также наличие субъективного фактора – невозможности стороны договора выполнить взятые на себя договорные обязательства.
А также – причинно-следственной связи между первым и вторым!
Недостаточно стороне сослаться на факт землетрясения для получения форс-мажорной защиты. Заинтересованная сторона должна еще доказать, что она не могла выполнить взятые на себя обязательства. Кроме того – и это главное – должно быть доказано наличие причинно-следственной связи между наличием обстоятельств непреодолимой силы и невозможностью стороны выполнить взятые на себя обязательства.
Например, весной лед на реке тронулся и во время ледостава был разрушен мост. Это факт наличия обстоятельств непреодолимой силы естественного происхождения? Безусловно.
Но является ли этот факт сам по себе достаточным, чтобы сторона договора могла требовать защиты форс-мажора из-за того, что она не смогла своевременно переправить партию договорного товара на другой берег реки? Ответ на этот вопрос будет зависеть от ряда других факторов. Таких как наличие или отсутствие других способов выполнения договорных обязательств, наличие или отсутствие альтернативных путей перевозки товара на другую сторону реки, наличие или отсутствие других обстоятельств объективного и/или субъективного характера, облегчающих или ухудшающих выполнение стороной взятых на себя обязательств.
В случае если договорная сторона сможет доказать, что (і) при наличии определенных объективных обстоятельств, с которыми применяемое право связывает возможность наличия защиты форс-мажора, она (іі) была субъективно не в состоянии выполнить взятые на себя договорные обязательства, и докажет (ііі) причинно-следственную связь между (і) и (іі), такая сторона может спокойно рассчитывать на защиту форс-мажора.
Применение защиты форс-мажора и его правовые последствия
Наличие форс-мажора освобождает пострадавшую сторону договора от ответственности. Это – общее правило. Дьявол, как всегда, – в деталях.
Дело в том, что никто никогда не может полагаться на защиту форс-мажора как на индульгенцию от Папы Римского!
Во-первых, такое освобождение всегда имеет временные пределы. По общему правилу оно предоставляется только на время длительности обстоятельств форс-мажора. Другими словами, срок выполнения пострадавшей стороной обязательств по договору просто сдвигается во времени. При условии, что такой сдвиг во временных пределах выполнения договорного обязательства не повлечет за собой возникновение у противоположной стороны другого права, что в итоге повлечет за собой невозможность выполнения обязательства (но это уже совсем другая история).
Случаются, конечно, исключения из этого правила, когда обстоятельства форс-мажора имеют довольно длящийся характер. Но в таком случае стороны обычно просто собираются за столом переговоров и решают, что им дальше делать с договором при условиях неопределенности обстоятельств форс-мажора.
Во-вторых, освобождение может быть ограниченным или неограниченным по перечню обстоятельств непреодолимой силы. Стороны в договоре могут закрепить перечень обстоятельств, которые они будут считать обстоятельствами непреодолимой силы и по которому они предоставляют неограниченное освобождение от ответственности. Кроме такого перечня, стороны могут привести перечень обстоятельств, при наличии которых они предоставляют только ограниченное освобождение (финансовое, временное, предметное и т. п.). Те обстоятельства, которые не в списке (первом или втором), – вообще не попадают под форс-мажорные обстоятельства.
В-третьих, освобождение всегда является условным в субъективной части выполнения договорных обязательств. Пострадавшая сторона обязана приложить все усилия для избежания обстоятельств форс-мажора или для минимизации их возможных негативных последствий в случае наступления таких обстоятельств. Как правило, в этой части пострадавшая сторона так или иначе остается открытой для дополнительных финансовых потерь, поскольку они неизбежны.
Важно понимать, что защита форс-мажора – это договорный способ освобождения пострадавшей стороны от ответственности за нарушение условий договора. То есть в случае возникновения обстоятельств, которые по мнению пострадавшей стороны являются форс-мажорными, такая сторона обязана обратиться к своему контрагенту и по договорной процедуре урегулировать вопрос. В случае наличия обоюдного согласия относительно факта наличия обстоятельств форс-мажора и ввиду их юридической природы стороны договора применяют соответствующие договорные механизмы, которые влекут наступление определенных юридических последствий.
В случае же если у сторон нет согласия относительно факта наличия обстоятельств форс-мажора или их юридической природы, тогда, пожалуйста, обращайтесь к процедуре разрешения споров, которая предусмотрена вашим договором. Если суд, то – суд. Если арбитраж, то – арбитраж!
Выводы и оговорки
1. Форс-мажор не является обстоятельствами непреодолимой силы и наоборот. Форс-мажором является совокупность (і) обстоятельств непреодолимой силы, (іі) субъективной невозможности выполнения договорных обязательств и (ііі) причинно-следственной связи между (і) и (іі).
2. Форс-мажорная защита не является абсолютной, но относительной.
3. Форс-мажор регулируется правом, применяемым к договору. Поэтому – изучите вопрос того, как эти вопросы решаются по соответствующему законодательству, прежде чем подписывать договор.
4. Большинство законодательств мира отдают предпочтение договорному приоритету урегулирования вопроса форс-мажора. Поэтому выписывайте форс-мажорные положения договора досконально, учитывая возможные практические проблемы.
5. Читайте правильно законодательство. В противовес преобладающей уверенности на рынке в том, что сертификат торгово-промышленной палаты, который выдается по статье 14 1 Закона Украины "О торгово-промышленных палатах в Украине" от 2 декабря 1997 года, дает освобождение от ответственности по обстоятельствам форс-мажора, указанный сертификат такого освобождения не дает! Указанный сертификат только удостоверяет наличие обстоятельств непреодолимой силы, то есть только первой части из триады форс-мажора. Наличие двух других частей обязана доказать пострадавшая сторона!