Законом Украины "О собственности" (ст. 4), ГК Украины (статьи 317, 318 и 320) установлено, что собственник по своему усмотрению владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом, осуществляет свою власть управление им и имеет право совершать любые действия, не противоречащие закону.
Таким образом, субъективное право собственности формируется как совокупность трех главных правомочий: права владения, права пользования, права распоряжения. Относительно права владельца управлять имуществом и совершать с ним действия, то, по нашему мнению, это не новая, самостоятельная от названной "триады" правомочие собственника, а лишь уточнение (разъяснение) права пользования и распоряжения имуществом.
Правомочия по использованию, владения и распоряжения возникают у собственника одновременно с возникновением права собственности. Характерно, что вместе, в совокупности "триада" правомочий, характеризующая право собственности в полном объеме и раскрывает его содержание, может принадлежать только владельцу и никому больше.
Отдельно право владения, право пользования, право распоряжения может принадлежать также другим лицам - арендатору, нанимателю, другим, которые осуществляют эти права только при согласовании с владельцем. Правомочия собственника в отношении принадлежащего ему имущества осуществляет сам независимо от воли и желания всех других лиц и ограничиваются только законом. Однако и собственник не может осуществлять свое субъективное право в ущерб другим лицам.
Знание означает фактическое нахождения вещи в хозяйствовании владельца, возможность влиять на дело. Право владения в субъективном смысле является закрепленная в соответствующих нормах права возможность фактического обладания вещью: физического или хозяйственного, поскольку одинаково владеет вещью тот, кто удерживает ее физически (например, имеет книгу в портфеле), а также тот, кто имеет возможность влиять на эту вещь (например, собственник жилого дома не может владеть им в физическом смысле, но он осуществляет правомочие владения вследствие того, что имеет возможность влиять на эту вещь по своим интересом).
Гражданское законодательство предусматривает владение законное и незаконное. Если лицо осуществляет владение на законных основаниях, такое владение признается законным, или титульным. Титульное владение прежде принадлежит самому собственнику имущества. Однако как элемент других имущественных прав оно может принадлежать также другим лицам, в частности нанимателю, арендатору при найме или аренде имущества, комиссионеру при осуществлении договора комиссии или охраннику на основании договора хранения. Такое право может предоставляться не только на основании договорных отношений (найма, комиссии, подряда, хранения и др.), но и в результате административного акта (например, согласно распоряжению органов опеки и попечительства), оно может возникнуть и на основании прямого указания закона (например , если речь идет о находке, бесхозное имущество, безнадзорный скот).
Вместе с тем право владения собственника отличается от права владения других лиц - титульных владельцев, поскольку собственник осуществляет эту правомочность, как правило, в совокупности с другими - право пользования и распоряжения. Кроме того, владелец делает это независимо от других лиц. Относительно титульных владельцев, то они должны согласовывать свои действия с собственником или осуществлять владение на основании договора, административного акта, закона.
В некоторых случаях титульный владелец может иметь не только право владения, но и другие правомочия, в частности владение и пользование при найме и аренде, владения и распоряжения при комиссии и тому подобное.
Выше отмечалось, что все три правомочия одновременно могут в определенном объеме принадлежать только владельцу. Поэтому его титульное владение является первичным, а любое другое (приобретенное от собственника на основании договора или других правовых оснований) - производным.
Наряду с титульным или законным, владением существует владение без каких-либо правовых оснований, то есть незаконно. Если лицо, которое владеет имуществом без правовых оснований, не знает и не должен знать о его незаконности, такое владение является добросовестным незаконным владением. Если владелец имущества знает или должен знать о незаконности своего владения, оно называется недобросовестным незаконным владением. Например, если лицо нашла чужую вещь и не передала соответствующим органам (милиции, администрации учреждения или предприятия, где дело найдено, или исполнительному комитету сельского или поселкового совета народных депутатов), она должна быть признана недобросовестным незаконным владельцем. Другое дело, когда гражданин приобрел в комиссионном магазине вещь, которая была украдена у собственника. Приобретатель такого имущества является незаконным, но добросовестным владельцем.
Нормы права, в которых закреплена возможность фактического владения имуществом, составляют право владения в объективном смысле.
Право пользования в объективном смысле - это правовые нормы, устанавливающие порядок извлечения полезных свойств вещей для удовлетворения потребностей собственника или других лиц.
Право пользования в субъективном смысле - это закрепленная нормами права возможность извлечения полезных свойств вещи для удовлетворения потребностей собственника или других лиц.
Право пользования неразрывно связано с правом владения. Без владения, то есть без фактического удержания вещи, нельзя извлечь из нее полезные свойства и тем самым использовать ее для удовлетворения потребностей. Однако владелец может использовать свое имущество не только для удовлетворения своих личных потребностей. Согласно ст. 321 ГК Украины собственник вправе использовать свое имущество для осуществления предпринимательской деятельности, кроме случаев, установленных законом. Закон Украины "О собственности" (ст. 4) также закрепляет за ним право использовать принадлежащее ему имущество для осуществления любой деятельности, в том числе хозяйственной, при условии, что эта деятельность не противоречит закону. Физические лица имеют право использовать принадлежащее им имущество с целью создания юридических лиц, в том числе предпринимательских обществ.
Как и владения, пользования бывает законным и незаконным. Законным пользователем может быть не только владелец, но и другие лица, которым это право относится к правовым основаниям.
Пользователем является и государственное предприятие, осуществляющее право пользования как элемент права полного хозяйственного ведения, и государственное учреждение вследствие оперативного права управления, арендный коллектив на основании договора аренды и т. п.. В приведенных случаях право пользования названных лиц является вторичным, производным от права пользования, принадлежащего владельцу.
Согласно п. 2 ст. 6 Закона Украины "О собственности", ст. 133 ГК УССР, ст. 190 ГК Украины собственнику принадлежит право на результаты хозяйственного использования имущества (продукцию, плоды, доходы), если иное не предусмотрено законом или договором.
Закон Украины "О собственности" (ст. 22) определяет, что продукция арендатора, произведенная им с использованием арендованного имущества, а также полученные им доходы становятся его собственностью. В собственности арендатора остаются также сделанные им улучшения, если они могут быть отделены от имущества без причинения ему вреда. Такое правило применяется на основании ст. 27 Закона Украины "Об аренде государственного и коммунального имущества", если иное не предусмотрено в самом договоре аренды. Если речь идет о совершенствовании, которые не могут быть отделены от имущества, арендатор имеет право на компенсацию за расходы при условии, что он сделал их за свой счет и с согласия собственника имущества.
Право пользования имуществом принадлежит нанимателю при заключении договора бытового проката, но при этом оно должно осуществляться только в соответствии с назначением этого имущества.
Итак, право пользования, как и право владения, может принадлежать не только собственнику, но и другим лицам по различным правовым основаниям, в частности многочисленных гражданских договоров. Заметим, что владелец в осуществлении права пользования принадлежащим ему имуществом ограничен лишь общими рамками закона, а правомочия других пользователей по пользованию имуществом имеют еще и специальные ограничения - или установленные владельцем, или такие, которые вытекают из назначения имущества либо уставных задач пользователя.
Право распоряжения в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, с помощью которых закрепляется возможность определить юридическую или фактическую судьбу вещи (имущества).
Право распоряжения в субъективном смысле - это закрепленная в нормах права возможность определить юридическую или фактическую судьбу имущества.
Если вышеизложенные правомочия владения и пользования могут принадлежать не только собственнику, но и другим лицам, то право распоряжения следует, как правило, только владельцу. Исключения составляют случаи принудительного изъятия имущества у собственника (национализация, конфискация, реквизиция, принудительная продажа и т. д.).
Право распоряжения собственник реализует через возможность прекратить или ограничить принадлежащее ему право собственности. Например, заключая договор аренды, владелец на определенный срок передает право владения и пользования своим имуществом, его отдельной частью или определенной вещью другому лицу - арендатору. Тем самым владелец в настоящее время ограничивает свое право собственности, как бы распределяя правомочность из владения, пользования и распоряжения имуществом между разными лицами.
Другой пример. Собственник имущества может прекратить свое право собственности путем заключения определенных гражданских договоров: купли-продажи, поставки, мены, дарения, займа. Тем самым прекращаются одни правоотношения собственности и устанавливаются другие, где новым владельцем становится его контрагент по договору: покупатель - при договоре купли-продажи, поставке, мини, одаренный - при дарении, заемщик - при займе.
Приведенные примеры свидетельствуют о средствах определения юридической судьбы вещи, когда владелец с помощью соглашений влияет на юридическое состояние принадлежащего ему имущества.
В литературе справедливо отмечается, что акт распоряжения имуществом, которое осуществляется владельцем по принадлежащей ему вещи, всегда есть юридическим актом. Даже уничтожение или физический отказ от имущества собственником является распоряжением юридического характера, поскольку это односторонняя сделка, согласно которому владелец намеренно прекращает свое право собственности на определенную вещь. Намеренно уничтожая вещь или выбрасывая ее владелец осуществляет одностороннюю сделку в форме кон-клюдентних действий - именно с этими действиями связано прекращение права собственности.
В некоторых случаях распоряжения имуществом ограничено законом. Например, в соответствии со ст. 136 ГК УССР у гражданина, не обеспечивает сохранности принадлежащего ему имущества, которое является памятником истории и культуры, это имущество может быть выкуплено государством. Если этот гражданин не дает согласия на выкуп, то по иску соответствующих органов суд может изъять его у владельца. Новым ГК Украины также определены правовые последствия ненадлежащего сохранности памятников истории и культуры. При определенных условиях суд может постановить решение об их выкупе в любого лица (ст. 354).
Следовательно, право свободного распоряжения имуществом может быть в случаях, установленных законом, ограничено в интересах общества.
Как и право владения и пользования, право распоряжения может принадлежать не только собственнику, но и передаваться по договору другому лицу. Например, на основании договора комиссии комиссионер приобретает право владения и распоряжения имуществом, переданным ему собственником с целью осуществления с ним одной или нескольких сделок. Таким образом, сама конструкция этого договора предусматривает, что возможность распоряжения переданным имуществом должно перейти к комиссионеру. Но в этом случае все три правомочия у комиссионера не возникают: он может только владеть и распоряжаться имуществом в соответствии с условиями договора с собственником имущества (комитентом), но использовать имущество комиссионер не имеет права.
Правомочия по владению, пользованию и распоряжению тесно связаны друг с другом, но вместе они возникают только у собственника имущества и в обобщенном виде определяют все многочисленные действия, которые может предпринять принадлежащим ему имуществом владелец. Есть "триада" правомочий по владению, пользованию и распоряжению в совокупности является универсальной юридической формой, которая охватывает все возможные действия, разрешенные законом в отношении имущества, и в полном объеме раскрывает содержание права собственности.
Вместе гражданское законодательство определяет и пределы осуществления права собственности. Так, ст. 320 ГК Украины предусматривает, что при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей собственник обязан соблюдать нравственные начала общества.
Собственник не может использовать право собственности в ущерб правам, свободам и достоинству граждан, интересам общества, ухудшать экологическую ситуацию и природные качества земли.
Государство не вмешивается в осуществление владельцем права собственности. Вместе с тем деятельность собственника может быть ограничена или прекращена или собственник может быть обязан допустить к пользованию его имуществом других лиц в случаях и в порядке, установленных законом.
Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир являются неотъемлемым достоянием всех граждан, народов, проживающих на территории Украины, владеют ими, пользуются и распоряжаются (ст. 1 Закона Украины "О собственности"). Относительно имущества отдельных государственных предприятий, то оно может относиться к общегосударственной собственности или коммунальной согласно установленной подчиненности. Государственное предприятие на предоставленное ему имущество имеет право полного хозяйственного ведения, согласно которому оно владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом и по своему усмотрению совершает с ним любые действия, не противоречащие закону и целям деятельности предприятия в целом.
Государственные учреждения, содержащиеся за счет бюджета, и государственные казенные предприятия на закрепленное за ними имущество имеют право оперативного управления, которое по своему объему значительно уже, чем право полного хозяйственного ведения и ограничивает владение, пользование и распоряжение имуществом установленными целями деятельности учреждения, задачами и назначением имущества.
Следовательно, право собственности как институт современного гражданского права устанавливает разнообразие форм собственности и соответственно равные условия хозяйствования, не перед редбачаючы каких-либо привилегий для одной из этих форм. Такой подход должен закрепить модель собственности, соответствующую уровню развития производительных сил в стране, обеспечивать надлежащие темпы дальнейшего развития с учетом необходимости перестройки структуры производства и стимулировать максимальное удовлетворение социально-экономических потребностей общества в целом и каждого гражданина в частности.