Комментарий :
В ч. 1. Указание на равные условия защиты прав собственности на землю является дублированием ч. 4 ст. 13 Конституции Украины, согласно которой "все субъекты права собственности равны перед законом", а также ч. 2 ст. 318 и ч. 1 ст. 386 ГКУ.
Равенство условий защиты прав кроме изложенных норм следует и из норм ст. ст. 21, 55 Конституции Украины.
В ч. 2. Данная статья указывает, что владельцы и землепользователи пользуются защитой не только от нарушений, связанных с лишением права владения (в этих случаях способом защиты традиционно считается т. н. Виндикационный иск - требование об истребовании имущества из чужого незаконного владения - см. Ст. 212 ЗКУ, а также ст. ст. 387, 388 ГКУ), но и от нарушений, не связанных с лишением владения (способ защиты - т. н. негаторный иск, требование об устранении препятствий в осуществлении права собственности - см., кроме комментируемого нормы, ст. 391 ГКУ).
Следует отметить, что физическая невозможность перемещения земельного участка в пространстве исключает, по нашему мнению, лишение собственника правомочия владения земельным участком. Даже самовольное занятие земельного участка следует рассматривать лишь как создание определенных препятствий, ограничения для осуществления права собственности (а следовательно - продолжающееся нарушение, по которому не применяются сроки исковой давности). Различают фактические ограничения (например, осуществление на земельном участке работ, исключающих пользование ею) и юридические (незаконное принятие решений, ограничивающих право собственности). Впрочем, лишить права владения можно, только лишив человека титула в целом. Таким образом, обладая владельцев земельных участков в принципе быть не может. Следовательно, не может быть и ситуации, в которой право собственника следует защищать с помощью виндикации. Конструкция комментируемой нормы, из которой следует наличие нарушений, связанных с лишением собственника или пользователя права владения, является неудачной.
В ч. 3.
К пункту "а". Признание права возможно в случае спора о его принадлежности между лицом, считает право нарушенным, и другой, которая претендует на соответствующий титул. Такой способ защиты прав может быть применен при наличии спора о праве. В противном случае имеет идти о отдельное производство - установление фактов, имеющих юридическое значение (гл. 6 "Рассмотрение судом дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение" ГПК Украины).
К пункту "б". Восстановление состояния земельного участка, которое существовало до нарушения прав, является разновидностью восстановления положения, существовавшего до нарушения права (порчи, загрязнения и т. п.), предусмотренного ст. 16 ГКУ.
Относительно восстановления состояния земельного участка см. ст. 166, 168 ЗКУ и комментарии к статьям 166, 168.
К пункту "в". Признание сделки (сделки по терминологии ГКУ) недействительным предусматривает возможность возвращения сторон в первоначальное состояние (реституция). О признании сделок с земельными участками недействительными см. подробнее комментарий к ч. 2 ст. 132, ст. 210 ЗКУ.
К пункту "г". Требование защиты своих прав путем признания соответствующего акта недействительным реализуется заинтересованным субъектом в судебном порядке путем обращения в суд.
Согласно ст. 17 КАСУ споры физических или юридических лиц с субъектом властных полномочий относительно обжалования его решений (нормативно-правовых актов или правовых актов индивидуального действия), действий или бездеятельности отнесены к компетенции административных судов. С другой стороны, по существующей судебной практикой, в случае, если соответствующий акт оспариваются третьим лицом (т. е. не тем лицом, в отношении которого принято решение), спор рассматривается по правилам гражданского или хозяйственного процесу331.
КСУ в своем Решении от 01.04.2010 N 10-рп/2010 указал, что при решении вопросов местного значения (ч. 1 ст. 143 Конституции Украины), при решении вопросов распоряжения землями территориальных общин (п. "а" - " г "ст. 12 ЗКУ) местные советы" действуют как субъекты властных полномочий ". Наконец, положения п. 1 ч. 1 ст. 17 КАСУ "следует понимать так, что к публично-правовых споров, на которые распространяется юрисдикция административных судов, относятся и земельные споры физических или юридических лиц с органом местного самоуправления как субъектом властных полномочий, связанных с обжалованием его решений, действий или бездеятельности ".
На первый взгляд, действительно, во всех описанных нормах КСУ "увидел" осуществления местными советами властных полномочий. Вместе, обращает на себя внимание то, что при вынесении решения суд не использовал формулировки вроде "только" или "только". Само решение КСУ также оставляет немало пространства для толкования, и по одному из возможных толкований местные советы в описанных ситуациях могут действовать как субъекты властных полномочий, но могут выступать и в другой роли. Именно такой подход представляется единственно правильным, поскольку, очевидно, и при "решении вопросов местного значения", и при распоряжении землями коммунальной собственности местные советы вполне могут вступать в гражданские отношения, которые полностью подчиняются принципу равенства сторон. Так, глупо было бы оценивать действия местного совета с точки зрения принципов, закрепленных в ч. 3 ст. 2 КАСУ, в случае, когда речь идет о заключении договора аренды земельного участка.
Кроме того, не менее важно то, что при решении вопросов, поставленных в конституционном представлении, КСУ ни прямо, ни косвенно не толковал положений ГПК и ХПК о подсудности. Поэтому даже если стать на позицию, по которой в решении Конституционного Суда говорится, что все и любые земельные споры с органами местного самоуправления, которые возникают при "решении вопросов местного значения" или при распоряжении землями коммунальной собственности, является публично-правовым и попадают к подведомственности административных судов, применения ч. 2 ст. 4 КАСУ ("юрисдикция административных судов распространяется на все публично-правовые споры, кроме споров, для которых законом установлен другой порядок судебного решения") приведет к выводу, что, например, земельный спор с участием совета по заключению договора аренды земли с гражданином будет рассматриваться общим судом как спор гражданский в силу положений ст. 15 ГПК.
Таким образом, "механическая" отказ общих судов от своей юрисдикции в земельных спорах с участием советов (а по аналогии - и других органов), "решают вопросы местного значения" или распоряжаются коммунальными или государственными землями, якобы на основании решения КСУ, была бы большой ошибкой. В каждом случае следует применять не только ст. 17 КАСУ, но и положения ГПК и ХПК о подведомственности, и, исходя из анализа спорных правоотношений, определять их характер. В некоторых случаях такие отношения будут публично-правовыми, а в некоторых - гражданскими или хозяйственными.
Признание решений недействительными, или, другими словами, признания актов незаконными должно тянуть их недействительность, ведь недействительным акт может быть признан только по основаниям его незаконности.
При решении вопроса о незаконности, а следовательно, недействительность акта органа исполнительной власти или местного самоуправления следует исходить из того, что упомянутые органы и их должностные лица в соответствии с ч. 2 ст. 19 Конституции Украины "обязаны действовать лишь на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины".
Кроме признания акта органа государственной власти или местного самоуправления недействительным лицо может заявлять иск в суд о возмещении причиненного этим актом вреда (см. комментарий к п. "г" комментируемой статьи). См. также комментарий к ст. ст. 155, 156 ЗКУ.
К пункту "г". Согласно ст. 611, 1166 ГКУ возмещению подлежат убытки, причиненные субъектам как правонарушениями в связи с нарушением договорных обязательств, так и нарушениями, которые вытекают из деликтов.
Помимо изложенного следует отметить, что возможно также возмещение ущерба, причиненного правомерными действиями (ч. 4 ст. 1166 ГКУ) - например, установлением ограничений по использованию земельных участков и т. д. (см. ст. 156 ЗКУ и комментарий к ней).
Порядок возмещения убытков определен ст. 611, 1166 ГКУ, ст. 157 ЗКУ, постановлением КМУ "О Порядке определения и возмещения убытков собственникам земли и землепользователям" от 19.04.93 N 284, приказом Министерства охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины "Об утверждении Методики определения размеров ущерба, обусловленного загрязнением и засорением земельных ресурсов через нарушение природоохранного законодательства "от 27.10.97 N 171.
К пункту "д". Приведенный в комментируемой норме перечень способов защиты прав на землю является открытым. Следовательно, возможно применение ст. 16 ГКУ, в которой предусмотрены такие способы защиты гражданских прав (к которым относятся и права на землю), как восстановление положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право, присуждение к исполнению обязанности в натуре, компенсация морального вреда подобное.
Лицо может использовать право на самозащиту, закрепленное ст. 19 ГКУ как конкретизация ст. 55 Конституции Украины. "Самозащитой, является применение лицом средств противодействия, которые не запрещены законом и не противоречат моральным основам общества. Способы самозащиты должны соответствовать содержанию нарушенного права, характеру действий, которыми оно нарушено, а также последствий, вызванных этим нарушением" (ст. 19 ГКУ).
На нашем информационно-аналитическом портале Вы сможете получить всё, что надо для успешного разрешения Вашего вопроса: все основные нормативные акты, примеры разрешения дел судом, комментарии к национальному законодательству, терминологический словарь юриста, заготовки процессуальных документов и контактны всех органов и организаций Украины.
Национально-правовой веб-ресурс ООО «Право Украины» предоставляет прекрасную возможность Вам - заполучить компетентную юридическую консультацию - консультация юриста онлайн от наших профессиональных юристов. В целом, если у Вас появилась правовая проблема, и Вам нужна компетентная помощь юриста онлайн – оформите форму вопроса. Мы выполним всё, чтобы Ваши права и законные интересы были эффективно обеспечены!